Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Березовичская средняя школа» Пинского района
О проекте
«Зеленая школа» в Республике Беларусь – это учреждение образования, «пропитанное» особой атмосферой небезразличного отношения к окружающей среде. Обучающиеся, педагоги, родители в повседневной жизни придерживаются правил экономного расходования природных ресурсов (они на Земле не бесконечны), знают и берегут живую природу, стремятся увеличить разнообразие живого мира (биоразнообразие), понимая, что от этих практических действий зависит устойчивость природы на нашей планете. Здесь придерживаются девиза «зеленых»: «Думай глобально, действуй локально».
Цель: создание сети «Зеленых школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся.
Задачи проекта:
- привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
-провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
-разработать и осуществить план озеленения школы и благоустройства территории школьного двора
«Зеленая школа» – это комплексный образовательный проект, целью которого в учреждениях общего среднего образования является формирование экологически грамотной личности учащихся, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлениях. Его реализация осуществляется по пяти содержательным линиям:
Биоразообразие– изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования и способов его сохранения и увеличения.
Энергосбережение– изучение структуры энергопотребления в учреждении дошкольного образования и дома и способов его сокращения.
Водосбережение– изучение направлений использования воды в учреждении дошкольного образования и дома и освоение способов её сбережения
Обращение с отходами– анализ источников появления отходов, определение способов их минимизации, освоение приёмов раздельного сбора мусора
Информационно-экологические мероприятия– реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование местного сообщества об экологических проблемах конкретной местности.
Таким образом, реализация образовательного проекта «Зелёные школы» способствует становлению целостной картины мира у учащихся и основ культуры природоохранного познания ими окружающего мира.
свернуть
В Ы П І С К А З ЗАГАДА
02.09.2024 № 265
Аб арганізацыі дзейнасці па
рэалізацыі праекта “Зяленыя школы”
З мэтай фарміравання экалагічнай культуры навучэнцаў, павышэння іх самасвядомасці і сацыяльнай актыўнасці, рашэння пытанняў аховы навакольнага асяроддзя
ЗАГАДВАЮ:
6.1. «Біяразнастайнасць» – Кахавец А.М.
6.2. «Энэргазберажэнне» – Літвінка І.У.
6.3. «Водазберажэнне» – Бурман Ж.У.
6.4. «Абыходжанне з адходамі» – Літвінка І.У.
6.5. «Якасць атмасфернага паветра» – Ішчык Н.С.
6.6. «Інфармацыйна-экалагічная работа» – Ішчык Н.С.
8.1. уключыць у планы выхаваўчай і пазакласнай работы з навучэнцамі і іх законнымі прадстаўнікамі мерапрыемствы, накіраваныя на іх рэалізацыю;
8.2. Своечасова прадстаўляць інфармацыю аб праведзеных мерапрыемствах для размяшчэння нак сайце школы.
План работы учреждения образования по реализации проекта
«Зелёные школы» на 2024/2025 учебный год
№ |
Содержание задания |
Дата выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Оцениваемый результат |
Направление 1. «Биоразнообразие» |
||||
1.1 |
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
Октябрь-ноябрь 2024 |
Литвинко И.В. |
Создана и размещена в учреждении образования картосхема его территории или территории природного окружения учреждения образования, на которой обозначено местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений, и нанесённых на картосхему. На сайте учреждения размещена картосхема территории с результатами выполнения задания. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
1.2 |
Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной в 1 метр |
Октябрь-ноябрь 2024 |
Коховец Е.М. |
Произведён количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования. Для исследования выбрано не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием). На сайте учреждения образования размещена информация и фотоотчёт о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. Указана дата выполнения задания и участники. |
1.3 |
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
Октябрь-декабрь 2024 |
Ищик Н.С. |
На картосхеме территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования обозначено местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида деревьев и кустарников из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация и фотоотчёт о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
1.4 |
Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
Октябрь-май 2024-2025 |
Бурман Ж.В. |
Создана и размещена в учреждении образования картосхема территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, на которой обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии птиц на изученной территории. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
1.5 |
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
Октябрь-май 2024-2025 |
Коховец Е.М. |
Создана и размещена в учреждении образования картосхема территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, на которой обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на изученной территории. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
1.7 |
Изготовить и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
Январь-март 2025 |
Литвинко И.В. |
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
1.8 |
Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей |
Январь-март 2025 |
Коховец Е.М. |
Составлен отчёт о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
1.9 |
Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования убежища для беспозвоночных животных |
Январь-март 2025 |
Ищик Н.С. |
Составлен отчёт о количестве изготовленных убежищ, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения и участники. Ежегодно информация обновляется. |
1.10 |
Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования) «Клумбу для бабочек»
|
Март-май 2025 |
Литвинко И.В. |
Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории учреждения образования. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых размещены на сайте учреждения образования Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется. |
1.12 |
Организовать посадку местных плодово-ягодных видов деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования |
Апрель 2025 |
Ищик Н.С. |
Составлен список видов посаженных плодово-ягодных деревьев и кустарников с указанием их количества, в том числе в рамках республиканских акций. Фотоотчёт о выполнении задания размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
1.13 |
Создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия растений, птиц и насекомых |
Апрель-май 2025 |
Коховец Е.М. |
Создан «дикий луг» площадью не менее 25 квадратных метров. Его расположение отмечено на картосхеме учреждения образования. Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
1.14 |
Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образованию особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект) |
Май-июнь 2025 |
Литвинко И.В. |
Оформлена картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в школе с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством. Рядом с картосхемой размещены изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ. Картосхема и фотоотчёт о посещении размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
Направление 2. «Энергосбережение» |
||||
2.1 |
Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования |
Ноябрь-декабрь 2024 |
Бурман Ж.В. |
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования, размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию. На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении электроэнергии в учреждении образования, фотоотчёт изучения и созданная картосхема. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
2.2 |
Провести изучение расходования тепла в учреждении |
Ноябрь-март 2024-2025 |
Бурман Ж.В. |
Подготовлен анализ расходования тепла в учреждении образования. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте размещены информация о расходовании тепла в учреждения образования, фотоотчёт изучения и созданная картосхема. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
2.3 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год |
Ноябрь-март 2024-2025 |
Бурман Ж.В. |
Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении образования. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном мечте, доведён до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещён на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
2.4. |
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования |
Январь-май 2024 |
Бурман Ж.В. |
Составлен отчёт о реализованных действиях по уменьшению электропотребления в учреждении образовании и их эффективности. Отчёт размещён на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
2.5 |
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
Февраль-май 2024 |
Бурман Ж.В. |
Фотографии и результаты изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
Направление 3. «Водосбережение» |
||||
3.1 |
Провести изучение потребления воды в учреждении образования |
Ноябрь-февраль 2024 |
Литвинко И.В. |
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования, размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в учреждении образования. На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении воды, фотоотчёт изучения и созданная картосхема. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется |
3.2 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по её сбережению |
Ноябрь-февраль 2024 |
Литвинко И.В. |
Составлен план действий по сбережению воды в учреждении образования на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте, доведён до сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещён на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники
|
3.3 |
Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования, провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий |
Ноябрь-февраль 2024 |
Литвинко И.В. |
Составлен отчёт о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования и их результатах. Отчёт размещён на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
3.4 |
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома |
Ноябрь-февраль 2024 |
Литвинко И.В. |
Фотографии и результаты изучения потребления воды дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
Направление 4. «Обращение с отходами» |
||||
4.1 |
Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования |
Февраль-май 2025 |
Коховец Е.М. |
Составлен отчёт по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. Отчёт с фотографиями выполнения задания размещён на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
4.2 |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
|
Февраль-май 2025 |
Коховец Е.М. |
Составлен план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
4.3 |
Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении |
Февраль-май 2025 |
Коховец Е.М. |
Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
4.4 |
Создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) |
Февраль-май 2025 |
Коховец Е.М.
|
Фотографии и описание приспособлений для компостирования размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
4.5 |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче. |
Февраль-май 2025 |
Коховец Е.М. |
Фотографии и результаты изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. |
Направление 5. «Качество атмосферного воздуха» |
||||
5.1 |
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
Апрель 2025 |
Коховец Е.М. |
Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации. Отчёт с фотографиями выполнения задания размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
5.2 |
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Март-май 2025 |
Коховец Е.М. |
Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. Памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
5.3 |
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования |
Февраль –март 2025 |
Коховец Е.М. |
Составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. План согласован с администрацией учреждения образования вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. |
Направление 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы) |
||||
6.1
|
Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год). |
Май 2025 |
Косько А.Н. |
Результаты обследования и анализа экологической ситуации, размещены на сайте учреждения образования и могут служить основой для выполнения задания 6.5. Указана дата выполнения задания и участники. |
6.2 |
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися. |
Май 2025 |
Ищик Н.С. |
Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
6.3 |
Подготовить организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год). |
Май-июнь 2025 |
Ищик Н.С. |
Фотоотчёт о мероприятия, пресс-релиз с указанием даты, места проведения, организаторов, количества участников размещены на сайте и на информационных стендах учреждения образования. Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования и на информационных стендах. Указана дата выполнения задания и участники |
6.4 |
Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить из в СМИ (не реже одного раза в год) |
Май-июнь 2025 |
Ищик Н.С. |
Экологические акции проведены и освещены в средствах массовой информации. Пресс-релизы, статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи дублируются на сайте учреждения образования. |
6.5 |
Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населённого пункта, района (не реже одного раза в год). |
Май-июнь 2025 |
Ищик Н.С. |
Составлен отчёт, содержавший анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчёт размещён на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники |
свернуть