Зелёные школы

О проекте

развернуть

О проекте
«Зеленая школа» в Республике Беларусь – это учреждение образования, «пропитанное» особой атмосферой небезразличного отношения к окружающей среде. Обучающиеся, педагоги, родители в повседневной жизни придерживаются правил экономного расходования природных ресурсов (они на Земле не бесконечны), знают и берегут живую природу, стремятся увеличить разнообразие живого мира (биоразнообразие), понимая, что от этих практических действий зависит устойчивость природы на нашей планете. Здесь придерживаются девиза «зеленых»: «Думай глобально, действуй локально».

 

Цель: создание сети «Зеленых школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся.

Задачи проекта:

- привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;

-провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;

-разработать и осуществить план озеленения школы и благоустройства территории школьного двора

«Зеленая школа» – это комплексный образовательный проект, целью которого в учреждениях общего среднего образования является формирование экологически грамотной личности учащихся, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлениях. Его реализация осуществляется по пяти содержательным линиям:

     Биоразообразие– изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования и способов его сохранения и увеличения.
     Энергосбережение– изучение структуры энергопотребления в учреждении дошкольного образования и дома и способов его сокращения.
     Водосбережение– изучение направлений использования воды в учреждении дошкольного образования и дома и освоение способов её сбережения
     Обращение с отходами– анализ источников появления отходов, определение способов их минимизации, освоение приёмов раздельного сбора мусора
     Информационно-экологические мероприятия– реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование местного сообщества об экологических проблемах конкретной местности.
     Таким образом, реализация образовательного проекта «Зелёные школы» способствует становлению целостной картины мира у учащихся и основ культуры природоохранного познания ими окружающего мира.

 

свернуть

Приказ

развернуть

В Ы П І С К А  З  ЗАГАДА

02.09.2024  № 265

 

Аб арганізацыі дзейнасці па

рэалізацыі праекта “Зяленыя школы”

 

         З мэтай фарміравання экалагічнай культуры навучэнцаў, павышэння іх самасвядомасці і сацыяльнай актыўнасці, рашэння пытанняў аховы навакольнага асяроддзя

ЗАГАДВАЮ:

  1. Забяспечыць удзел установы адукацыі ў рэалізацыі праекта  «Зялёныя школы» з 02.09.2024 года.
  2. Назначыць Літвінка І.У., настаўніка пачатковых класаў, адказнай за рэалізацыю праекта.
  3. Вызначыць удзельнікамі праекта педагогаў, навучэнцаў і іх законных прадстаўнікоў.
  4. Літвінка І.У., кіраўніку праекта, распрацаваць план мерапрыемстваў па рэалізацыі праекта да 09. 09.2024 г.
  5. Ішчык Н.С., адказнай за работу сайта, стварыць на сайце школы ўкладку “Зялёныя школы” да 14.09.2024 г.
  6. Назначыць адказнымі за работу па накірунках наступных педагагічных работнікаў:

  6.1. «Біяразнастайнасць» – Кахавец А.М.

6.2. «Энэргазберажэнне» – Літвінка І.У.

6.3. «Водазберажэнне» – Бурман Ж.У.

6.4. «Абыходжанне з адходамі» – Літвінка І.У.

6.5. «Якасць атмасфернага паветра» – Ішчык Н.С.

6.6. «Інфармацыйна-экалагічная работа» – Ішчык Н.С.

  1. Адказным за работу па накірунках прадастаўляць справаздачу па выкананні заданняў праекта згодна з планам Літвінка І.У., кіраўніку праекта.
  2. Класным кіраўнікам 1-11 класаў:

8.1. уключыць у планы выхаваўчай і пазакласнай работы з навучэнцамі і іх законнымі прадстаўнікамі мерапрыемствы, накіраваныя на іх рэалізацыю;

8.2. Своечасова прадстаўляць інфармацыю аб праведзеных мерапрыемствах  для размяшчэння нак сайце школы.

  1. Кантроль за выкананнем загада ўскласці на намесніка дырэктара па вучэбнай рабоце Берасцень Л.М.
свернуть

План работы

развернуть

План работы учреждения образования по реализации проекта

«Зелёные школы» на 2024/2025 учебный год

 

 

Содержание задания

Дата

выполнения

Ответственный педагогический работник

Оцениваемый результат

Направление 1. «Биоразнообразие»

1.1

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

 Октябрь-ноябрь 2024

Литвинко И.В.

Создана и размещена в учреждении образования картосхема его территории или территории природного окружения учреждения образования, на которой обозначено местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений, и нанесённых на картосхему. На сайте учреждения размещена картосхема территории с результатами выполнения задания. Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется

1.2

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной в 1 метр

Октябрь-ноябрь 2024

Коховец Е.М.

Произведён количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования. Для исследования выбрано не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным воздействием). На сайте учреждения образования размещена информация и фотоотчёт о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях. Указана дата выполнения задания и участники.

1.3

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных

деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Октябрь-декабрь 2024

Ищик Н.С.

На картосхеме территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования обозначено местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида деревьев и кустарников из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация и фотоотчёт о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников.

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется

1.4

Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Октябрь-май 2024-2025

Бурман Ж.В.

Создана и размещена в учреждении образования картосхема территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, на которой обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц из нанесенных на картосхему.

На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии птиц на изученной территории.

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется

1.5

Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Октябрь-май 2024-2025

Коховец Е.М.

Создана и размещена в учреждении образования картосхема территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, на которой обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на изученной территории. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется

1.7

Изготовить и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Январь-март 2025

Литвинко И.В.

Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется

1.8

Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Январь-март 2025

Коховец Е.М.

Составлен отчёт о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется

1.9

Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования убежища для беспозвоночных животных

Январь-март 2025

Ищик Н.С.

Составлен отчёт о количестве изготовленных убежищ, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования. Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.10

Создать и разместить на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования) «Клумбу для бабочек»

 

Март-май 2025

Литвинко И.В.

Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории учреждения образования. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых размещены на сайте учреждения образования Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.12

Организовать посадку местных плодово-ягодных видов деревьев и кустарников на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования

Апрель 2025

Ищик Н.С.

Составлен список видов посаженных плодово-ягодных деревьев и кустарников с указанием их количества, в том числе в рамках республиканских акций.

Фотоотчёт о выполнении задания размещен на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники.

1.13

Создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия растений, птиц и насекомых

Апрель-май 2025

Коховец Е.М.

Создан «дикий луг» площадью не менее 25 квадратных метров. Его расположение отмечено на картосхеме учреждения образования.

Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники.

1.14

Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образованию особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)

Май-июнь 2025

Литвинко И.В.

Оформлена картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в школе с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством.  Рядом с картосхемой размещены изображения видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ. Картосхема и фотоотчёт о посещении размещены на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 2. «Энергосбережение»

2.1

Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

Ноябрь-декабрь 2024

Бурман Ж.В.

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования, размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию. На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении электроэнергии в учреждении образования, фотоотчёт изучения и созданная картосхема.

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется

2.2

Провести изучение расходования тепла в учреждении

Ноябрь-март 2024-2025

Бурман Ж.В.

Подготовлен анализ расходования тепла в учреждении образования. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте размещены информация о расходовании тепла в учреждения образования, фотоотчёт изучения и созданная картосхема.

Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется

2.3

Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год

Ноябрь-март 2024-2025

Бурман Ж.В.

Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении образования. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном мечте, доведён до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещён на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники

2.4.

Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования

Январь-май 2024

Бурман Ж.В.

Составлен отчёт о реализованных действиях по уменьшению электропотребления в учреждении образовании и их эффективности. Отчёт размещён на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники.

2.5

Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Февраль-май 2024

Бурман Ж.В.

Фотографии и результаты изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники

Направление 3. «Водосбережение»

3.1

Провести изучение потребления воды в учреждении образования

Ноябрь-февраль 2024

Литвинко И.В.

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования, размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в учреждении образования. На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении воды, фотоотчёт изучения и созданная картосхема. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется

3.2

Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по её сбережению

Ноябрь-февраль 2024

Литвинко И.В.

Составлен план действий по сбережению воды в учреждении образования на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте, доведён до сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещён на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники

 

3.3

Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования, провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий

Ноябрь-февраль 2024

Литвинко И.В.

Составлен отчёт о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования и их результатах. Отчёт размещён на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники

3.4

Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

Ноябрь-февраль 2024

Литвинко И.В.

Фотографии и результаты изучения потребления воды дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники

Направление 4. «Обращение с отходами»

4.1

Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

Февраль-май 2025

Коховец Е.М.

Составлен отчёт по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. Отчёт с фотографиями выполнения задания  размещён на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.2

Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

 

Февраль-май 2025

Коховец Е.М.

Составлен план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.3

Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении

Февраль-май 2025

Коховец Е.М.

Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники

4.4

Создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.)

Февраль-май 2025

Коховец Е.М.

 

Фотографии и описание приспособлений для компостирования размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.5

Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.

Февраль-май 2025

Коховец Е.М.

Фотографии и результаты  изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»

5.1

Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

Апрель 2025

Коховец Е.М.

Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации. Отчёт  с фотографиями выполнения задания размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники

5.2

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Март-май 2025

Коховец Е.М.

Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. Памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники

5.3

Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования

Февраль –март 2025

Коховец Е.М.

Составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. План согласован с администрацией учреждения образования вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования.

Направление 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)

 

6.1

 

 

 

Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год).

Май 2025

Косько А.Н.

Результаты обследования и анализа экологической ситуации, размещены на сайте учреждения образования и могут служить основой для выполнения задания 6.5. Указана дата выполнения задания и участники.

6.2

Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися.

Май 2025

Ищик Н.С.

Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники

6.3

Подготовить организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год).

Май-июнь 2025

Ищик Н.С.

Фотоотчёт о мероприятия, пресс-релиз с указанием даты, места проведения, организаторов, количества участников размещены на сайте и на информационных стендах учреждения образования. Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования и на информационных стендах. Указана дата выполнения задания и участники

6.4

Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить из в СМИ (не реже одного раза в год)

Май-июнь 2025

Ищик Н.С.

Экологические акции проведены и освещены в средствах массовой информации. Пресс-релизы, статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи дублируются на сайте учреждения образования.

6.5

Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населённого пункта, района (не реже одного раза в год).

Май-июнь 2025

Ищик Н.С.

Составлен отчёт, содержавший анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчёт размещён на сайте учреждения образования.

Указана дата выполнения задания и участники

 

свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе