Рекомендация психолога

Как преодолеть стресс накануне олимпиад, экзаменов, конкурсов

развернуть

Как преодолеть стресс накануне олимпиад, экзаменов, конкурсов

 

Накануне олимпиады, экзаменов, ЦТ учащиеся всегда испытывают волнение, которое является защитной реакцией организма на стрессовую ситуацию. Тревога активизируется при восприятии стимулов, расцениваемых учеником как опасные для самооценки, самоуважения. Главный фактор, провоцирующий развитие стресса, это отрицательные переживания. Степень выраженности тревожных состояний может быть различной и зависит от многих факторов, в первую очередь, от индивидуальных и личностных особенностей ребенка, социальной ситуации развития, влияния прошлого опыта и др. В одних случаях тревога может активизировать деятельность ученика, в других – дезорганизовывать.

Адекватный уровень тревожности необходим для активизации деятельности человека. Стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживает человека в нужной форме. В то же время очень сильное волнение может оказывать отрицательное влияние на психику, блокировать интеллектуальную деятельность, ухудшать память, вызывать негативные переживания. При этом учащиеся становятся чрезмерно самокритичными, предъявляют к себе очень высокие требования, что еще более усугубляет напряженную ситуацию.

При стрессе, как правило, проявляются следующие признаки: сильное беспокойство, учащенное сердцебиение, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита,  неспособность расслабиться и пр. Ученик чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой. Одно из неприятных последствий стресса – нарушение гармоничной работы полушарий мозга. В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое полушарие отвечает за анализ, логику. Правое полушарие – за эмоции, образы. У школьников с доминирующим правым полушарием при стрессе «пропадают» логика, способность решать задачи, выводить формулы. У учащихся с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Не случайно от учеников можно услышать: «ничего не помню, все забыл» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в головном мозге. Возникают вопросы:

– Как справиться со стрессовой ситуацией, мобилизовать себя?

– Что необходимо предпринять, чтобы снизить сильное волнение в течение короткого времени накануне олимпиады, экзамена, конкурса?

Известно, что эмоциональное состояние тесно связано с физиологическим состоянием. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на физиологические проявления своего стрессового состояния. Как правило, это – учащенное сердцебиение, тремор, легкий озноб, напряжение в определенных мышцах тела (лица, плеч…). Нормализация физиологического состояния приводит к гармонизации нервной системы. В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом снятия напряжения является регуляция дыхания, которая может снизить эмоциональное напряжение в короткое время. Стресс вызывает учащенное сердцебиение, что в свою очередь провоцирует напряжение. Получается замкнутый круг, который необходимо разорвать. При приступах паники попробуйте медленнее дышать. Пытайтесь дышать так, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной. В чрезвычайных ситуациях следует дышать так: медленный вдох через нос, не делая глубоких вдохов, и еще более медленный выдох и задержка дыхания после каждого выдоха. Упражнение необходимо выполнять до тех пор, пока не наступят признаки снижения тревоги.

Обратите внимание на состояние мышц в области плеч и лица. В острой стрессовой ситуации они особенно напряжены. Эффективным способом снятия стресса в течение короткого времени является расслабление напряженных мышц плеч и лица. Можно поднять плечи, сбросить весь «груз» вниз и постараться расслабиться.

Для расслабления мышц лица зажмурьте глаза, как будто бы туда попал шампунь, и расслабьтесь. Постарайтесь как можно выше поднять брови, а потом расслабьтесь.

Для снятия напряжения можно сжать кисти рук в кулаки настолько сильно, насколько это возможно, затем расслабить руки. Упражнения, основанные на чередовании напряжения и расслабления, снимают сильное напряжение в течение короткого времени.

Накануне олимпиады, экзаменов на некоторых учащихся «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше отойти в сторону, походить по коридору, посмотреть в окно, на небо, рассмотреть предметы вокруг.

В день проведения олимпиады, экзамена нежелательно принимать  лекарственные средства. Некоторые успокоительные препараты могут негативно сказаться на психологическом состоянии школьника, затормозить состояние нервной системы. Реакции от применения одного и того же препарата у каждого человека абсолютно разные, поэтому не стоит рисковать.

Известно, что во время стресса возникает сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. В антистрессовых целях следует до начала олимпиады, экзамена выпить несколько глотков воды. Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Желательно пить просто чистую воду или зеленый чай, а не сладкую газированную воду, черный чай, кофе, которые ускоряют обезвоживание организма. Эти советы помогут нейтрализовать сильное волнение накануне проведения экзаменационных испытаний.

Каждый человек использует свои способы преодоления стресса, выработанные в процессе жизни. Они могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Некоторые рекомендации могут в дальнейшем помочь конструктивному решению стрессовых ситуаций.

  • Не позволяйте негативному мышлению завладеть вашим сознанием, не допускайте сомнения. Сомнение легко превращается в самовнушение неудачи. Очень часто человек ставит себе цели с оговорками, например: «Хочу добиться, но… наверное, ничего не выйдет». Потом добавляет: «Постараюсь, попробую, сделаю, что смогу, приложу максимум усилий». Этими оговорками человек закладывает неуверенность и тем самым бессознательно внушает себе неудачу. Если вы будете внушать себе, что погружаетесь в транс, и одновременно ворчать, что погружены в жизненную трясину, из которой не выбраться, то результат будет отрицательным. Необходимо помнить, что каждое ваше самовнушение – истина.
  • Высказывайтесь положительно. Помешать вам могут отрицательные высказывания. Человек хочет, допустим, от чего-то избавиться, произносит «не», а затем именно то, от чего собирается освободиться. Подсознание запоминает «не», и чаще всего человек не достигает желаемого результата. Положительные мысли нужно культивировать, нужно приучить к ним свой мозг.
  • Известно, что информация, высказанная многократно, накапливается в подсознании. Это ее свойство активно применяется в современных коммуникативных технологиях – продажах, рекламе, политическом пиаре. Практически вся рекламная продукция рассчитана на многоразовое употребление, и это окупается. Действуйте по законам рынка. В процессе самовнушения желательно повторять каждое предложение минимум 3–4 раза.
  • Избегайте явного принуждения. Не следует провоцировать и разжигать всякого рода внутренние конфликты, которые не приносят успеха. Постарайтесь уговорить себя.
  • Используйте настоящее время. Старайтесь избегать прошедшего и будущего времени – решение проблемы может отдалиться на неопределенный срок.
  • Опирайтесь на свои сильные стороны и не сравнивайте себя с другими. Всегда найдется человек, который будет превосходить вас.
  • Используйте метод создания мысленных образов. Моделируйте в воображении те изменения в жизни, которых вы хотите достичь в реальности. Мысленный образ, который закладывается в подсознании, должен быть очень четким и ярким – тогда подсознание сможет дать команду.
  • Переключайте свои мысли на другой предмет. Когда вы постоянно думаете о чем-то негативном, вы отдаете объекту мыслей свою энергию. Если вы много думаете о нем, то это может привести к самой настоящей психической травме. Поэтому очень важно уметь отвлекаться и переключать свои мысли. Можете оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Забота и внимание к окружающим заставят вас переключиться и придадут дополнительные силы.
  • Помните, что очень многое зависит от вашего отношения к проблеме, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарование, не страх, не несбывшиеся мечты, а то, как вы ко всему этому относитесь. Не рассматривайте контрольные испытания как что-то катастрофическое. Это в полной мере не решает вашу судьбу. Необходимо понимание того, что многое зависит лично от вас. Рассматривайте эти ситуации как способы лучше познать самого себя и постарайтесь изменить что-то в себе. Помните, что как бы ни сложилась ситуация – это всегда ваша личная победа над самим собой и ваш шанс. Даже самая неудачная ситуация дает в дальнейшем большой толчок к личностному росту и переоценке ценностей.

Литература

  1. Антипов, А.А. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / А.А. Антипов. – М: Владос, 2002.
  2. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Едокимов. – СПб.: Дом «Сентябрь», 2001.
  3. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998.
  4. Шмигель, Н.Е. Саморегуляция – искусство управления собой / Н.Е. Шмигель // РиТМ Психология для всех. – 2011. – № 11. – С. 10–12.

 

свернуть

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

развернуть

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

 

При подготовке к экзаменам, ЦТ следует учитывать свои биологические ритмы. Ученые утверждают, что информация легче всего запоминается с 7 до 12 и с 14 до 17–18 часов. Но не менее важно определить время своей наивысшей умственной работоспособности, кто вы – сова или жаворонок, – и в этот период максимально себя загрузить [1]. А сделать это можно путем самонаблюдения либо воспользовавшись соответствующими тестами.

При подготовке к экзаменам для поддержания работоспособности в течение дня необходимо менять виды деятельности. При появлении первых признаков утомления следует сделать перерыв, отвлечься на что-то другое, например послушать музыку, сходить в магазин, убрать в комнате и др. Это позволит вам отдохнуть.

Для продуктивной умственной деятельности необходимо предоставить организму достаточное время для отдыха. По данным исследований, недосыпание снижает умственную работоспособность в течение дня на 30 %. Поэтому накануне экзаменов, ЦТ нужно увеличить сон приблизительно на один час по сравнению с обычной его продолжительностью. Уставший организм тратит значительно больше времени на вспоминание материала. Кроме того, достаточный отдых способствует хорошей концентрации внимания.

Также хорошо повышает работоспособность непродолжительный дневной сон (20–30 мин).

Для увеличения продуктивности можно выполнить некоторые физические упражнения. При получении умеренных нагрузок в кровь выбрасываются гормоны, положительно действующие на сердечно-сосудистую систему.

Чтобы повысить работоспособность, рекомендуется делать самомассаж головы, принимать водные процедуры, так как вода хорошо снимает усталость.

Продуктивной интеллектуальной работе способствуют и положительные эмоции. Необходимо программировать себя на позитив. Хорошую роль в этом могут сыграть правильные установки и положительное восприятие себя. Можно провести аутогенную тренировку, например: «Я – энергичная, сильная и уверенная личность. Я – смелый, уверенный в себе и своих действиях. Я многое могу и твердо знаю: если трудности встретятся мне неожиданно, им все равно не победить меня. Я крепок, как скала, о которую разбиваются трудности. Крепнут мои душевные силы, увеличиваются мои возможности!» [2].

 

Список использованных источников

  1. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2002. – С. 473.
  2. Одинцова, М. А. Я – целый мир / М. А. Одинцова. – М. : Ин-т психотерапии, 2004. – С. 208.

 

 

 

свернуть

Как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

развернуть

Рекомендации психолога:

как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

 

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

 

Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел [1].

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы [2]. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

 

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную [3]. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом [3].

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание [3].

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа [4].

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

  1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня [5].

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

  1. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
  3. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову [6].

 

Список использованных источников

  1. Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников : кн. для учителя / А. С. Нисимчук. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Одинцова, М. А. Я – целый мир / М. А. Одинцова. – М. : Ин-т психотерапии, 2004. – С. 208.
  3. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. – М. : Просвещение, 1986. – С. 462.
  4. Пономаренко, Л. П. Психология для старшеклассников / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. – М. : Владос, 2003. – С. 219.
  5. Васильева, Е. Е. Суперпамять для всех / Е. Е. Васильева, В. Ю. Васильев. – М. : АСТ ; Астрель, 2006. – С. 19.
  6. Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. – М. : Просвещение, 1973. – С. 124.

 

 

 

свернуть

Как помочь учащимся преодолеть экзаменационный стресс

развернуть

Стресс постоянно сопровождает человека, оказывая влияние на все системы организма, избежать его невозможно, однако можно научиться минимизировать. В переводе с английского стресс означает нагрузка, напряжение [1]. Умеренный стресс активизирует деятельность, мобилизует внутренние резервы, помогая эффективнее бороться с проблемой. Он дает возможность преодолеть неприятную ситуацию, обеспечивает быструю адаптацию человека к новым условиям.

Длительное воздействие стрессовых факторов вызывает ухудшение самочувствия, негативные эмоции, снижает работоспособность. Слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная работа приводит к ослаблению адаптационных возможностей и истощению организма, провоцируя развитие многих заболеваний. Для снижения влияния стресс-факторов на организм необходимо быть подготовленным к преодолению трудностей.

У каждого человека есть свой, пороговый уровень стресса, при котором он показывает наилучшие результаты. В первую очередь, это зависит от типа высшей нервной деятельности, темперамента: например, меланхоликам, относящимся к слабому типу нервной системы, желательно снижать излишнее возбуждение, а флегматикам, наоборот, требуются внешние стимулы, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы [2].

К основным стресс-факторам в школьной жизни относятся интенсификация учебного процесса, учебная нагрузка, сдача выпускных экзаменов. Экзамены вызывают различные эмоциональные переживания, чаще всего чувства волнения и страха. В большей степени подвержены стрессу тревожные учащиеся, у которых напряжение может достигнуть максимальных значений. Это так называемый экзаменационный стресс, или стресс получения отметки. Он оказывает влияние не только на представление о себе, но и на самочувствие, состояние здоровья.

На физиологическом уровне экзаменационный стресс проявляется в недосыпании, утомлении, излишнем волнении, неспособности расслабиться, снижении аппетита и др. На психологическом уровне – в неуверенности, в страхе получения более низкой отметки, разочаровании в себе, снижении самооценки.

Подготовка к экзамену сопровождается интенсивной умственной деятельностью, связанной с переработкой большого объема информации. Многочисленные тесты, контрольные работы, сочинения, изложения по уровню воздействия на нервную систему старшеклассников никогда не сравняться с экзаменами. Учащиеся, которые раньше не участвовали в олимпиадах, районных конкурсах и не сталкивались с такой психоэмоциональной нагрузкой, испытывают больше трудностей в сдаче экзаменов.

Как же лучше в условиях дефицита времени организовать себя и успешно сдать экзамены? Главная задача педагогов, родителей и учащихся – это сотрудничество в ходе подготовки к выпускным экзаменам, рациональная организация времени для учебы и отдыха, обеспечение психологической готовности к сдаче экзаменов. Только посредством взаимодействия школы и семьи достигается наилучший результат. Важно положительно настроить учащихся на сдачу экзаменов, вселить уверенность в собственных силах и возможностях; не преувеличивая значимость этого события, убедить в том, что при соответствующей подготовке они сдадут экзамены без лишнего волнения и даже могут улучшить свои результаты.

Предсказуемая ситуация снижает уровень стресса, поэтому в первую очередь педагог должен познакомить учащихся с требованиями, которые предъявляются к сдаче экзаменов. Задания, которые могут вызвать особые трудности, лучше прорешать за несколько месяцев до экзамена.

Чтобы уменьшить тревожность и беспокойство, мобилизовать свои силы и возможности на экзамене, учащимся следует придерживаться следующих советов.

Прежде всего надо рационально организовать свое время [4]. Поскольку необходимый для сдачи экзамена учебный материал изучался на протяжении всего обучения в школе, его просто нужно повторить, то есть использовать багаж знаний, накопленный ранее. Важно соблюдать эмоциональное равновесие. Самый простой способ избежать паники при виде все увеличивающегося количества материала для повторения – это сделать глубокий вдох, сказать: «Я могу то, что я могу» и спокойно «идти дальше». Распланировав правильно время, учащиеся увидят, что его достаточно, чтобы повторить весь нужный материал [9]. Для эффективного усвоения экзаменационного материала лучше использовать самое продуктивное время – с 9 до 13 и с 16 до 20. Необходимо также рационально распределить конкретный объем заданий на каждый день, а последний день оставить на повторение и отдых. Сложные вопросы и давно забытый учебный материал лучше изучить в первые дни. Если материал непонятный, не следует паниковать, ибо расстройством проблему не решить, а лучше обратиться за помощью, не боясь выглядеть «не знающим». Можно временно отложить сложный материал, а начать с более легкого. Затем, отметив свой прогресс, на позитивной ноте продолжить работу, поделив сложный материал на несколько несложных составляющих [6].

При подготовке к устным экзаменам для наилучшего запоминания следует соблюдать некоторые правила, а именно:

  • обязательно повторить материал после его прочтения, выделяя главные мысли, делая краткие записи. Составить краткий план ответа на каждый вопрос. Помнить, что большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания. Особенности памяти таковы, что материал забывается примерно через 40–60 минут при условии однократного его прочтения, отсутствии повторения. Повторять материал можно в любом месте: во время прогулок, в транспорте и т. д.;
  • начинать следующий день подготовки к экзаменам с повторения предыдущего материала, выделяя самое главное, уделив этому небольшой промежуток времени (около 20 минут). Повторение значительно улучшит процесс запоминания и значительно повысит уверенность в себе;
  • использовать особенности своей памяти. Для аудиалов лучше пересказывать текст, для визуалов – использовать карты, схемы, таблицы, рисунки, просмотреть текст глазами;
  • использовать мнемонические приемы, которые значительно облегчают процесс запоминания. Для этого необходимо как бы завязывать «узелки на память». (Например, чтобы запомнить дату 1357, нужно внимательно рассмотреть цифры. Мы видим четыре нечетных числа, каждое последующее из которых увеличивается на 2);
  • помнить, что лучше всего запоминается то, что написано в начале и в конце текста, поэтому особое внимание при запоминании и повторении следует уделить середине текста.

Одним из условий успешной сдачи экзамена является сохранение умственной работоспособности в течение всего экзаменационного периода, поэтому для ее поддержания на оптимальном уровне в процессе время интенсивной интеллектуальной работы целесообразно вовремя предоставлять организму отдых. Работая до изнеможения, учащийся не сможет обмануть защитный барьер психики, и если не остановиться, то организм сделает это принудительно [9].

При появлении усталости, как сигнала утомления, необходимо сделать перерыв, отвлечься на другую деятельность. Например, послушать музыку, сходить в магазин, убрать в комнате и пр. Во время перерыва можно выполнить несколько простых физических упражнений, сделать гимнастику для глаз, самомассаж головы, улучшающий кровообращение, и т. д.

Необходимо помнить, что после приема пищи работоспособность резко падает. Поэтому не стоит в это время заставлять себя учиться, а лучше заняться чем-то приятным: совершить небольшую прогулку, покататься на велосипеде и т. п. Не стоит принимать пищу в процессе изучения экзаменационного материала, так как это приводит к нагрузке пищеварительной системы, вызывает сонливость и ухудшает процесс усвоения материала [7].

Если есть потребность в дневном сне, нужно отдохнуть. УчЕными доказано, что непродолжительный дневной сон (20–30 минут) значительно повышает умственную работоспособность.

Очень важно предоставить организму полноценный отдых в ночное время (не менее 7–8 часов), чтобы сохранить хорошую работоспособность на протяжении всех экзаменов и не спровоцировать нервный срыв. Известно, что недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха.

Наличие отдыха, как такового, является основным, но недостаточным условием для сохранения умственной работоспособности. Более важным считается эмоциональное отношение к предстоящей деятельности, психологическая подготовленность.

В первую очередь нужно настроить себя на успех, культивировать положительные мысли, приучать к ним свой мозг. Акцентировать внимание на прошлых удачах, позитивном опыте. Положительное самопрограммирование освобождает психические процессы для активной внутренней работы и усиливает уверенность в себе [5].

Чтобы снять напряжение, лучше проговаривать свои эмоции, не держать их в себе, так как спустя какое-то время они все равно проявятся. Необходимо описать свои чувства в настоящий момент и понять, что на самом деле ничто не угрожает. Во время подготовки к экзаменам избегать общения с негативно настроенными людьми, поскольку они усиливают неуверенность и сомнение в себе [10].

К экзамену следует относиться ответственно, но не переоценивать его значимость. Важно понять, что преувеличение ситуации – это собственные фантазии и иллюзорные страхи. Не позволять негативному мышлению завладеть сознанием и помнить: тревога минимальна во время активной работы, поскольку энергия используется на конструктивное решение задач.

Сравнение себя с более успешными одноклассниками вселяет только неуверенность. Сравнивать себя нужно только с самим собой, обязательно хвалить за выполненную запланированную работу, четко следовать своему плану, получать удовлетворение от сделанной работы.

Советы учащимся

Накануне экзамена

В первую очередь очень важно предоставить организму полноценный сон. Помнить, что недосыпание значительно снижает умственную работоспособность, затормаживает процессы воспроизведения, обработки информации. Особенно чревата негативными последствиями подготовка ночью. Известно, что недостаток сна либо его избыток приводят к заторможенности и замедленности реакций. Гормон мелатонин, который вырабатывается ночью, напрямую влияет на качество сна и снижение стресса, позволяя организму полностью восстановиться [8]. Следовательно, можно сделать вывод о важности полноценного сна и необходимости ночного сна в привычном режиме.

Настроить себя на успех: «У меня все получится, я все вспомню».

Заранее продумать свой гардероб, чтобы не пришлось расходовать время и энергию на выбор одежды. Лучше надеть «счастливую одежду» или взять на экзамен «счастливую ручку», то есть предметы, с которыми учащиеся уже переживали ситуацию успеха. В момент волнения эти символы будут давать дополнительный ресурс [7].

Не принимать успокоительные средства. Влияние лекарственных средств может оказать обратный эффект на организм, сильно затормозить состояние нервной системы, поэтому не стоит рисковать. Реакция на один и тот же препарат у каждого человека абсолютно разная.

В день экзамена

Перед экзаменом следует выпить несколько глотков чистой воды, так как во время стресса при недостатке воды происходит снижение скорости нервных процессов. Нежелательно пить сладкую газированную воду, чай, кофе, потому что они ускоряют обезвоживание организма.

Не приходить задолго до начала экзамена, так как можно перенервничать. Лучше всего приходить за полчаса, это позволит адаптироваться к ситуации.

На экзамене очень важно выглядеть уверенным в себе, даже, если это не так. Уверенный вид учащегося производит хорошее впечатление на экзаменатора.

В случае возникновения трудной ситуации на устном экзамене

Если нет ответа на вопрос, необходимо записывать всю информацию, какую только можно вспомнить из любых источников: телепередачи, разговора с родителями или друзьями и др., главное – не паниковать. В процессе письма обязательно придут мысли и постепенно вспомнится изученный материал. В конце подготовки желательно составить план ответа, изложить четко и логично текст.

При возникновении «ступора» и невозможности вспомнить хорошо выученный учебный материал можно воспользоваться некоторыми приемами, которые помогут быстро снизить запредельный порог стрессового напряжения.

Первой помощью при остром стрессе на экзамене являются:

  • умение сказать себе «Стоп!», собрать всю волю «в кулак» и не провоцировать дальнейшее развитие напряжения, подчинить своей воле негативные эмоции, как бы «выйти от ситуации», оставить ее;
  • медленное дыхание через нос и еще более медленный выдох с последующей задержкой дыхания. На физиологическом уровне концентрация внимания на процессе дыхания носит выраженный успокаивающий характер. Упражнение необходимо выполнять до тех пор, пока не наступят признаки снижения высокой тревоги;
  • осуществление минутной релаксации. Расслабить уголки рта, увлажнить губы, расслабить напряженные плечи, мышцы лица, которые отражают ваши мысли, эмоции, внутреннее состояние. Постарайтесь как можно выше поднять брови и расслабьтесь;
  • сжатие кистей рук в кулак, настолько сильно, насколько возможно, затем расслабление. Упражнения, основанные на чередовании напряжения и расслабления, снимают сильное напряжение в течение короткого времени;
  • зевание уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Чем интенсивнее умственная работа, тем больше зевков можно совершить. Активизации интеллектуальной деятельности способствует также массаж мочек ушей.

Эти несложные упражнения помогут в экстремальной ситуации снизить высокое стрессовое напряжение и продолжить прерванную работу [3].

Важным ресурсом успешной сдачи экзаменов учащимся является психологическая поддержка родителей, так как ребенок, кроме получения отметки, постигает самую главную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации. В первую очередь родителям не нужно ставить перед ребенком сверхзадач. Рекомендуется:

  • создать максимально комфортную обстановку, следить за соблюдением режима дня и питания;
  • помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам;
  • опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов;
  • проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, понимать его переживания и не выступать в роли судьи;
  • не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов, не вселять свои собственные страхи – это может отрицательно сказаться на получении экзаменационного результата;
  • помнить, что самое главное в ситуации экзамена – это победа ребенка над самим собой, приобретение своего собственного опыта, формирование умения преодолевать трудности и идти дальше.

 

Список использованных источников

  1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова. – М. : Олма-Пресс, 2003. – 666 с.
  2. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 123 с.
  3. Практическая психология образования : учеб. пособие для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.
  4. Тайм-менеджмент : простые способы управления временем [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psyfactor.org/lib/time-management-2.htm. – Дата доступа : 12.04.2019.
  5. Шмигель, Н. Е. Саморегуляция – искусство управления собой / Н. Е. Шмигель // Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2011. – № 11. – С. 10–12.
  6. A Brief Guide to Time Management [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://corporatefinanceinstitute.com/resources/careers/soft-skills/time-management-list-tips/.– Дата доступа : 11.04.2019.
  7. How to deal with exam stress [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.wikihow.com/Deal-With-Exam-Stress. – Дата доступа : 20.04.2019.
  8. Sleep, dreams, and memory consolidation: The role of the stress hormone cortisol [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/. – Дата доступа : 20.04.2019.
  9. Time Management Tips to Work Less and Play More [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://toggl.com/time-management-tips/. – Дата доступа : 12.04.2019.
  10. Ways to Stop Dwelling on Negative Thoughts [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.netdoctor.co.uk/healthy-living/mental-health/a26887/ways-to-stop-dwelling/. – Дата доступа : 12.04.2019.

 

свернуть

Организация самоподготовки к централизованному тестированию

развернуть

Начиная подготовку к ЦТ, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а что конкретно сегодня будете учить, какие разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать, пока свежая голова, начинать с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв.

Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к ЦТ полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на текст.

Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу - любому, кто может выслушать. Или перед зеркалом. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить все, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам), в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать вслух, как вы выполняли, каков ход ваших действий и рассуждений.

Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и напишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать - этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.

Черновик надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги. Все, что можно, вычисляйте в уме. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешном тестировании.

Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Лягте спать раньше обычного времени, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья и силы. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.

Некоторые особенности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержания работоспособности

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20-30 минут отвести взгляд вдаль, оторвать газа от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

Как вести себя на тестировании

1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.

2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению теста.

3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на ЦТ - это время.

свернуть