Экскурсия в школьный музей истории родного края
Цели:
- дать знания о том, что краеведческий музей - хранитель подлинных памятников материальной и духовной культуры нашей деревни;
- познакомить учащихся с жизнью наших предков;
- воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление ценить его историю.
Музей был организован по инициативе учеников и учителей школы. Расположен в рекреации второго этажа. Он состоит из трех залов.
Первый зал «О геноциде белорусского народа»
Трагедия Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов, всех советских людей. Сегодня мы, представители разных поколений, религиозных конфессий, философских и политических взглядов, собрались вместе, чтобы почтить память невинных и защитить правду о той войне.
Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.
В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов.
Геноцид – форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично,какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем убийства членов этой группы;
причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
Геноцид не имеет срока давности.
Выявляются десятки мест ранее не известных захоронений, получены многочисленные свидетельские показания, существенно дополняющие картину преступлений.
Дополнительно установлены места массового уничтожения и захоронения, которые ранее не были известны и не исследовались. Так, например, в Брестской области на основании показаний свидетелей установлено 4 места, в каждом из которых может быть захоронено более 100 человек. В Витебской области из допросов установлены 2 места, в которых может находиться более 200 человек в каждом. В Гомельской области – 4 места, в которых может быть захоронено от 100 до 3 000 человек. В Могилевской области – не менее 2 мест, в которых может быть захоронено от 300 до 1 000 человек. Аналогичные места захоронений установлены и в других областях республики.
Проведены раскопки в 12 местах. В общей сложности извлечены останки более 2 200 человек.
Например, на территории Минского района вблизи урочища Уручье находятся не менее 7 мест массового захоронения времени оккупации нацистской Германией. Количество погребенных в этой местности может достигать более 38 000 человек. В настоящее время обнаружен и вскрыт один из семи участков, в котором, по архивным сведениям, захоронено более 8 000 человек. Наряду с мирным населением здесь уничтожались и военнопленные.
Также проводятся раскопки (в зимнее время работы приостановлены) места массового захоронения времен Великой Отечественной войны в лесном массиве вблизи 9-го километра Черниговского шоссе в Гомельском районе.
Первоначально была обнаружена яма с костными останками. В ходе дальнейшего обследования лесного массива обнаружены 34 места захоронения, в которых содержатся костные останки. В период с 06.10.2021 по 23.11.2021 при проведении осмотра места происшествия извлечены останки не менее 400 человек. Также обнаружены и изъяты многочисленные предметы обихода, личные вещи погибших.
Изъятые предметы позволяют с уверенностью сказать о том, что это были мирные граждане – фрагменты расчесок, ключи, монеты, гражданская обувь, пуговицы.
Обнаруженные в яме гильзы и пули германской винтовки Маузер, а также обойма этой винтовки свидетельствует о расстрелах. На гильзах сохранилась достаточно четкая маркировка, позволяющая определить год выпуска патронов – 1942–1943 гг.
В ходе следствия установлено, что людей собирали в специальный лагерь, расположенный в предместье Гомеля – «Монастырьке», а затем партиями вывозили в Новобелицкий лес, где расстреливали. Расстрелы в большой секретности осуществляли только германские, специальные айнзацгруппы. Массовый характер расстрелы мирных советских граждан приняли в октябре–ноябре 1941 г.
Нельзя забывать о том, что геноцид – это не только физическое умышленное уничтожение людей, но и целенаправленное уничтожение культурного и экономического потенциала народа, результатов его труда и творческого наследия.
Документально установлено, что в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР и других государств проводилась планомерная политика уничтожения мирного населения путем массовых убийств, умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на его физическое истребление, осуществлялись карательные операции, насильственная депортация для выполнения принудительных работ, создавались места принудительного содержания населения, концентрационные лагеря и лагеря смерти, практиковались чудовищные медицинские опыты, в том числе над несовершеннолетними. Так, по плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить или выселить на восток 75 процентов населения, непригодного, с точки зрения гитлеровцев, по так называемым расовым и политическим оценкам, 25 процентов подлежало онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов.
Было установлено, что на оккупированной территории БССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Только в г.Минске и его окрестностях их было 9, где уничтожено более 400 000 человек: лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206 500 человек); лагерь вблизи д.Масюковщина (более 80 000 человек); лагерь на улице Широкой (20 000 человек). До настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены.
За 1941–1944 гг. оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено около 9 200 сел и деревень республики, из них 5 295 разделили судьбу Хатыни, то есть были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожженных деревень 186 так и не возродились. В Витебской и Минской областях некоторые населенные пункты сжигались по несколько раз.
В течение первой половины 1944 г. оккупационная политика геноцида и выжженной земли на территории Беларуси достигла своей наивысшей точки. Чудовищные злодеяния совершили нацисты в сотнях населенных пунктов Беларуси. Так, в д.Ола Паричского района 14 января 1944 г. карательный отряд согнал в дома жителей из семи окрестных населенных пунктов. Гитлеровцы расстреляли и сожгли 1 758 человек, в том числе 950 детей и 508 женщин.
На протяжении трех лет оккупации нацисты чинили на территории Беларуси зверства.БССР потеряла за годы войны более половины своего национального богатства. Оккупанты превратили города и села Беларуси в груды развалин. Они разрушили и разграбили на территории республики 209 из 270 белорусских городов и районных центров, уничтожили 10 338 предприятий, что составило 85 процентов от их довоенного количества, ограбили и разорили более 10 тысяч колхозов, 92 совхоза. Почти три миллиона человек (34 процента довоенного населения) лишились крова.
Из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 3 миллионов человек, или каждого третьего своего жителя.
Значительное место в обвинении нацизма Международным военным трибуналом в Нюрнберге (Германия), проходившим с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г., занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками на территории Беларуси.
Геноцид в отношении белорусского народа продолжился и в послевоенное время участниками националистического подполья на территории Польши, Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик. Боевые операции по ликвидации националистического подполья на территории Белорусской ССР, Украинской ССР и Прибалтийских республик осуществлялись в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г.
В январе 1946 г. отряд т.н. «проклятых солдат» во главе с Р.Райсом (по прозвищу «Бурый») в районе г.Белостока в течение нескольких дней задерживал и грабил местных жителей православного вероисповедания. Отпускали только тех, кто умел перекреститься по-католически и прочитать молитву «Отче наш» по-польски. В ходе этой акции геноцида было сожжено 5 деревень и убито по этническому признаку 79 православных белорусов, в том числе женщин, детей, стариков. 30 января 1946 г. в лесу у д.Старые Пухалы 30 белорусов были убиты «проклятыми солдатами» с особой жестокостью – обухом топора. 31 января 1946 г. «проклятые солдаты» напали на д.Залешаны и д.Волька-Выгоновская, где убили 16 местных жителей, включая женщин и детей. 2 февраля 1946 г. незаконное вооруженное формирование Бурого сожгло д.Зани и д.Шпаки, убив более 30 жителей.
Эти и многие другие факты геноцида белорусского народа военного и послевоенного периодов не в полной мере известны современному поколению, что создает питательную среду для возрождения идей неонацизма, противоправной деятельности под символикой нацистских пособников.
Увековечение памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
Всего только за период с мая по ноябрь 2021г. силами подразделений поисковой воинской части Министерства обороны Республики Беларусь проведены полевые поисковые работы на 81 ранее неизвестном месте захоронений. Обнаружены тысячи останков гражданского населения.
Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. На сегодняшний день в Республике Беларусь на государственном учете состоит 1 518 захоронений жертв войны, в которых покоятся останки более 1 миллиона детей и стариков, мужчин и женщин, подвергшихся геноциду в самом жутком его проявлении. И эта трагичная цифра далеко не окончательная.
Священный долг всех белорусов – помнить самим об этих событиях, а также не давать другим забывать или, тем более, искажать правду об истории нашей страны.
Второй зал "Хлеб - основа жизни. Белорусский лён"
Пища является важнейшим этнокультурным показателем, она дает нам представление о народе, его обычаях. Корочка чёрного хлеба - это чудесное изобретение человечества. Хлеб определял материальный достаток, духовную жизнь хлебороба.
Основу питания в нашей деревне составлял ржаной (черный) хлеб. Белорусские хозяева с древних времён занимались выращиванием хлеба. Вот почему в нашем музее такое большое значение имеет этот зал. Здесь имеются приспособления, которые помогали вырастить хлеб, убрать его и сделать муку для выпекания хлеба: деревянные вилы, лопаты, серп, дежа, в которой расчиняли тесто, лопата, на которой сажали хлеб в печь. В левом углу стоят рабочие жернова для получения муки, около них ступа, где толкли крупы. Экспонируются соломенные, лозовые коши, корзины, карабаны, в которых хранили зерно, крупы, муку. Есть здесь и жбаны, севники для посева зерна.
В нашей местности материалом для одежды служило сырье - лен, пенька, шерсть, овчина, кожа.
В музее представлены 2 вида сырья: лен и шерсть. Лен с головками, обколоченный, вылежанный. Собраны все орудия труда для обработки льна и для изготовления льняной ткани: терница (льномялка), трепала с трепачкой, гребни для чесания льна, челнок, тыква, прасница с куделей, веретёна с нитками, потак, сновальница, кросны. На стенде есть образцы полотна: кужельное, родовое, ручниковое, кудельное.
Экспонируется традиционное одеяние.
Женская одежда: праздничная и повседневная.
Её составляют длинная полотняная рубашка с кужельного полотна со стоячим воротничком, на рукавах манжеты. Праздничная рубашка украшена вышитым орнаментом. Юбка для повседневной одежды сшита из полотна, праздничная - из образцового сукна красного цвета с вертикальными полосками разных цветов, праздничная голубая косынка. Компонентом одежды являлся передник. Зимняя одежда: курта. В этом зале есть и свадебное одеяние жениха и невесты.
Здесь же представлены полотенца середины ХІХ-ХХ веков.
Третий зал “Дом белорусского крестьянина”
Дом имеет небольшие размеры 4x3 м. При входе в дом справа располагается печь с комином, в углу около печи находится кочережник - место, где стоят кочерга, помело, вилки для горшков, веник. Над печью висит лук, лежат валик и качалка. Против печи располагается хозяйственный угол, где можно увидеть маслобойки, солонку, спички, доенку. Далее вдоль стены стоит широкая скамья. На стене висит деревянная кухонная полка с посудой: горшками разных размеров, мисками, кувшинами для молока, ложками. Тут же на стене крюк, где висит полотенце, которым вытирали руки. За печью - запек, на котором лежит сенник, застеленный тканым рядном. Рядом детская колыбель, подвешенная под потолок. Над запеком вдоль стены закреплен шест, где висит одежда, у запека лежат лыко и лапти, а в уголке стоит небольшой сундучок. Наиболее почетное место в доме - покуть (красный кут). Покуть выполняла важную роль в повседневных обычаях и обрядах. В красном углу висит икона, украшенная образцовым полотенцем, за ним пучки освященных в церкви житневых колосьев, трав ивы. В красном углу стоит стол, застеленный скатертью, на нем хлеб, прикрытый полотенцем. Над столом висит лампа-газница. Стены дома и потолок побелены. На стенах - рамки с фотографиями, украшенные полотенцами. В доме два небольших окошка, занавешенные вышитыми занавесками. Пол замазан глиной, на ней лежат тканые половики.