9 класс

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ

развернуть

Как помочь подростку выбрать профессию?

Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором и каждый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. И если тебе 15–17, конечно, разобраться, какие из этих личностных качеств, способностей присутствуют у тебя, нелегко.

Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, – один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Огромное преимущество человека заключается именно в его возможности выбора. Однако, с другой стороны, именно это и вызывает трудности – важно не ошибиться и правильно понять свои возможности, таланты и предпочтения.

Хорошо, когда ребенок с детства мечтает об определенной профессии – стать учителем или водителем – и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни еще пока ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учебе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них все везде получается! Но, к сожалению, и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем им связать свою дальнейшую жизнь. Для того чтобы ребенок сделал выбор, необходимо помочь ему разобраться в себе.

Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью. Работа становится неинтересной, что порой даже приводит к нервным заболеваниям. Поэтому проблему выбора будущей профессии необходимо серьезно обсудить с ребенком, помочь ему разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессии.

Известный психолог Е.А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованным предметом труда, т. е. с тем, с чем человек непосредственно работает, это техника, природа, люди и т. д.

1.Человек – техника. Представители профессий этой группы связаны с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой, наладкой, управлением транспортных средств. Сюда же относятся специалисты по производству и обработке металлов, механической сборке, монтажу электрооборудования, монтажу сооружений, конструкций, переработке продуктов сельского хозяйства. Для тех, кто выбирает профессии этой группы, необходимо практическое мышление, дисциплина, аккуратность. Современные профессии: строительные специальности, архитектор, водитель, инженер, технолог, монтажник информационных сетей, автослесарь.

2.Человек – природа. Деятельность представителей этой группы связана с растительным и животным миром. Человек, который хочет связать свою судьбу с профессиями этой группы, должен не только любить природу, но и прогнозировать изменения, которые могут произойти, быть всегда готовым к непредвиденным ситуациям, т. к. все живое на земле развивается без выходных и праздничных дней. Необходимо быть уравновешенным, иметь способности к кропотливому труду, уметь самостоятельно принимать решения. Современные профессии: микробиолог, фармацевт, флорист, ландшафтный дизайнер, ветеринар.

3.Человек – знаковая система. Это группа, в которой объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики. Для представителей этой группы необходимо умение абстрагироваться – отвлечься от реальных физических, химических свойств, уметь все это оформлять схематически. Очень важно умение видеть реальные объекты, явления в схемах, графиках, т. е. умение читать чертежи. Для людей, выбирающих такие специальности, необходимо устойчивое внимание, умение сосредоточиться, выполнять монотонную работу. Современные профессии: экономист, корректор, переводчик, системный администратор, программист, топограф.

4.Человек – человек. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. Специалистам, работающим в этой сфере, необходимо иметь такие качества: терпение, умение находить общий язык с разными людьми, потребность в общении, отсутствие перепадов настроения, умение ставить себя на место другого человека, хорошая память. Современные профессии: педагогические работники, официант, менеджер, страховой агент, продавец-консультант, администратор.

5.Человек – художественный образ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной и актерской деятельностью. Профессии данной группы должны выбирать все-таки люди, у которых есть определенные способности к тому или иному виду искусства. Также необходимо творческое воображение, образное мышление.

 

И, конечно, делая выбор в профессиональном направлении, необходимо четко представлять потребности рынка труда, интересоваться у специалистов службы занятости о вакантных местах в нашем регионе. Обязательно нужно познакомиться с теми среднеспециальными учебными заведениями и вузами, которые есть в нашем городе, регионе.

Вопрос о выборе профессии обязательно должен решаться совместно, на общем семейном совете, возможно с привлечением дедушек, бабушек. Но, уважаемые родители, помните, что вы можете только советами убеждать своего ребенка. Ни в коем случае на подростка нельзя пытаться воздействовать криками, угрозами, запретами даже в том случае, если вас не устраивает его выбор профессии. Ведь речь идет все-таки о его будущем, и пусть он сам примет это решение.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Факторы выбора профессии»

  1. Наличие склонностей (чем нравится заниматься).
  2. Наличие способностей.
  3. Предпочтения (что имеет первостепенное значение).
  4. Мнение семьи, родителей.
  5. Мнение сверстников.
  6. Личный профессиональный план (цепочка ближайших действий).
  7. Знания о профессии.
  8. Потребности общества (ситуация на рынке труда).

Методика Йовайши

Методика создана на основе методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова. Применяется для оценки склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.

По данной методике сферами профессиональной деятельности являются:

1) сфера искусства (человек – художественный образ);

2) сфера технических интересов (человек – техника);

3) сфера работы с людьми (человек – человек);

4) сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности);

5) сфера физического труда (склонность к подвижной (физической) деятельности);

6) сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).

Инструкция. Вам будет предложен перечень вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение. Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса, и буквой «а» поставьте цифру 3, а в клетку «б» – 0. Если вы полностью согласны с вариантом «б» и не согласны с вариантом «а», в клетку «б» надо записать цифру 3, а в клетку «а» – 0. Если вы согласны и с вариантом «а», и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечать надо на все вопросы.

Вопросы

  1. Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах? а) цвет, совершенство форм;

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

  1. Какие черты характера в человеке вам больше нравятся?

а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;

б) мужество, смелость, выносливость.

  1. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:

а) и  впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б) с оздавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту?

  1. Какое награждение вас больше обрадовало бы?

а) за общественную деятельность;

б) за научное изобретение.

  1. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание?

а) слаженность ходьбы, грациозность участников парада;

б) внешнее оформление колонн (флаги, одежда).

  1. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее всего занялись?

а) чем-то практическим (ручным трудом);

б) общественной работой (на добровольных началах).

  1. Какую выставку вы бы с бόльшим удовольствием посмотрели?

а) новинок научной аппаратуры (в области химии, биологии, физики);

б) новых продовольственных товаров.

  1. Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали?

а) музыкальный;

б) технический.

  1. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили бόльшее внимание?

а) на сплоченность коллектива;

б) на создание необходимых удобств.

  1. Какие журналы вы бы с бόльшим удовольствием читали?

а) литературно-художественные;

б) научно-популярные.

  1. Что важнее для человека?

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

  1. Для благополучия общества необходимы:

а) техника;

б) правосудие?

  1. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали?

а) о развитии науки в нашей стране;

б) о достижении спортсменов нашей страны.

  1. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас бόльшую заинтересованность?

а) о машине нового типа;

б) о новой научной теории.

  1. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла?

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (лесничий);

б) работа с машинами.

  1. Что, на ваш взгляд, важно для школы?

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

  1. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности?

а) то, что они несут людям искусство и красоту;

б) то, что они выполняют общественно-полезную работу.

  1. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет лидирующей?

а) физика;

б) физическая культура.

  1. Что обществу принесет больше пользы?

а) забота о благосостоянии граждан;

б) изучение поведения людей.

  1. Какого характера научную работу вы бы выбрали?

а) работу с книгами в библиотеке;

б) работу на свежем воздухе в экспедиции.

  1. Представьте, что вы профессор университета. Чему вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время?

а) занятиям по литературе;

б) опытам по физике, химии.

  1. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы поехали?

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

  1. Какие лекции вы бы слушали с бόльшим удовольствием?

а) о выдающихся художниках;

б) о выдающихся ученых.

  1. Что вас больше привлекает при чтении книг?

а) яркое изображение смелости и храбрости героев;

б) прекрасный литературный стиль.

  1. Вам предоставляется возможность выбора профессии. Какой из них вы отдали бы предпочтение?

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;

б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.

  1. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь?

а) Поповым и Циолковским;

б) Павловым и Менделеевым.

  1. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить внимание?

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья учащихся;

б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.

  1. Что бы вас больше заинтересовало в печати?

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;

б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

  1. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали?

а) главного инженера завода;

б) директора универмага.

  1. Как вы считаете, что важнее?

а) много знать;

б) создавать материальные блага.

Результаты

 В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:

Первый столбец – сфера искусства:

1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а.

Второй столбец – сфера технических интересов:

1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б.

Третий столбец – сфера работы с людьми:

2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б.

Четвертый столбец – сфера умственного труда:

4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а.

Пятый столбец – сфера физического труда:

2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а.

Шестой столбец – сфера материальных интересов:

3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

 

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И КАК ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ

развернуть

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Т. Картель

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. С другой стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для

формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный.

В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но

для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • создание благоприятного морального климата, что проявляется в

доброжелательности, готовности простить, понять, стремление

прийти на помощь, сделать приятное друг другу,

  • тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение - великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и

определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,

  • повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны?

Что нужно знать и на что обратить внимание?

  1. Проблема здорового питания.

– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

Родителям нужно знать, что подростки, особенно мальчики, в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

  1. Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73% девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

  1. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15 минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом дает положительный результат.

  1. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс - это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации (например, экзаменов или соревнований).

5.Вредные привычки.

Тревожные факты:

- В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16 - 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вас познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.

Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2 раза больше, чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

Другие вредные привычки.

Среди других вредных привычек, которые подстерегают подростка, можно подчеркнуть следующие:

Игровая зависимость. Некоторые онлайн игры становятся для детей более интересными, чем реальная жизнь. Взрослому это тяжело понять, но для ребенка так и есть. Многое сделать не получается, поэтому он бежит в выдуманный мир, где все понятно и строится по уготованному интересному плану. Подобные увлечения могут способствовать появлению суицидальных наклонностей, отстраненности от реального мира. В зоне риска дети, которые привыкли проводить время самостоятельно.

Телевизионная зависимость. Сюда относятся просмотры мультфильмов, сериалов через интернет, передач. Этот вид зависимости напоминает игровую, когда виртуальный мир кажется более понятным, ярким и красочным, чем настоящий. Опасность кроме того, заключается ещё и в том, что телевизору, радио и в интернете может преподноситься обманчивая информация, в которую ребенок наивно поверит.

Интернет-зависимость. Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития.

Конечно, некоторые их перечисленных занятий таких, как интернет, социальные сети, игры не стоит совсем вычеркивать из жизни ребёнка, необходимо их ограничение в меру разумного.

 

ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ЗДОРОВЬЕ

ПОДРОСТКОВ

Как выражается влияние вредных привычек на подростков? Страдает психологическое развитие, эмоциональное состояние, а также наносится ущерб физиологическим функциям, органам и системам в целом. Сложно предсказать, на что будет оказано негативное влияние, но ущерб часто непоправим.

 

СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ

Итак, как можно побороть вредные привычки подростков, если они уже появились? Есть несколько основных моментов, которые в комплексе должны внедряться в общение с ребенком:

Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.

Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, что стоит перед ребенком. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.

Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически недоровыми людьми.

Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.

Откажитесь от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.

Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.

Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.

Поощряйте успехи, хвалите.

Обнимайте ребенка, целуйте, чаще демонстрируйте, что вы его любите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Чтобы пагубные пристрастия не взяли верх над ребенком, нужно придерживаться определённых методов воспитания.

Итак, профилактика вредных привычек у подростков состоит из следующих шагов:

Воспитывайте в ребенке самосознание. Помогайте ему быть в чем-то выгодно непохожим на других, выделяться. Когда ребенок чувствует свою самодостаточность, ему не нужны другие методы обратить на себя внимание, показаться взрослее или лучше в глазах сверстников и окружения.

Воспитывайте уверенность в себе. Пусть ребенок знает, что ему есть за что любить себя. Он должен испытывать любовь к родителям, друзьям, учителям, животным. Спрашивайте, как он относится к себе, к другим. Тот, кого научили уважать окружающих, не подвержен влиянию со стороны, подталкивающему на формирование вредных привычек.

Покажите, что вы ведете здоровый образ жизни. Учтите, что ваш пример – основной. Нельзя сказать, что очень вредно курить, выкуривая очередную сигарету.

Займите время ребенка чем-то интересным. Отправьте на секцию, следите, чтобы свободного времени было мало. Это значительно снизит шансы того, что подросток пристрастится к спиртному.

Не забывайте, что вы – не только родители, но и друзья для ребенка. Разделяйте его интересы, добивайтесь доверия, учитесь понимать.

  1. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Дети впитывают все, что их окружает. От того, в какой среде живет подросток, как к нему относятся близкие, каким образом он оценивает себя, зависит его подверженность к возникновению вредных привычек.

Дети подросткового возраста особенно восприимчивы к негативному влиянию. Это объясняется в первую очередь тем, что среда, интересы, условия жизни и даже ценности меняются. Цель родителей – проследить за правильной сменой ориентиров, доверять детям, понимать их и как можно больше разговаривать о проблемах, мыслях, желаниях, мечтах.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Здоровый образ жизни»

  1. Откуда вы получаете знания о ЗОЖ

               а) из специальных книг

               б) из средств массовой информации

               в) из беседы

  1. Вы ведёте ЗОЖ

               а) да

               б) отчасти

               в) нет

               г) затрудняюсь

  1. Вы прививаете ЗОЖ своим детям

               а) да

               б) затрудняюсь ответить

  1. Если вы прививаете, то каким способом

                а) с помощью бесед

                б) на личном примере

                в) совместно

                г) с помощью спортивных занятий

  1. Вы употребляете спиртные напитки

                а) очень редко

                б) не употребляю

                в) часто употребляю

  1. Вы курите?

                а) нет

                б) очень редко

                в) часто

                г) бросил

  1. Как дети проводят досуг

                 а) у бабушки

                 б) гуляют во дворе

                 в) смотрят телевизор

                 г) с друзьями

                 д) занятия спортом

свернуть

Агрессия, её причины и последствия

развернуть

Откуда берутся трудные дети?

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Часто говорят «трудный» подросток. Реже – «ранимый». А возможно ведь, что он потому-то и трудный, что ранимый.

«Ребенка подменили, он совершенно нетерпим, мы не знаем, как нам с ним себя вести…», «Мы не понимаем, что его не устраивает, вроде все как всегда…» – такие вопросы часто можно услышать от родителей.

Трудный подросток… Чешский педагог Януш Корчак писал: «Надо остерегаться смешивать понятия «хороший» и «удобный» …» Трудный подросток очень часто всего лишь неудобный для взрослых. «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, поэтому шаг за шагом взрослые стремятся подавить, усыпить, истребить то, что является волей и свободой ребенка, стойкостью духа, силой его требований». Поэтому правильнее всего уделять внимание характеристике не самих подростков, а черт их поведения, которые беспокоят взрослых. Если родители понимают и вникают в проблемы ребенка, они никогда не скажут, что он плохой, для них ребенок всегда хороший, а вот поведение и поступки могут быть плохими, вызывающими.

Подростковый период – период повышенного риска в силу как внешних, так и внутренних причин. Подросток в силу гормональной перестройки особенно уязвим и непредсказуем, все не такое, как было раньше, и мир изменился, и родители не так живут, и в школе сплошные придирки, учишь, а все куда-то мимо, все не так, идет перестройка своего внутреннего «Я». И еще подросток на перепутье, его будущее для него неопределенно и недосягаемо, размыто, отсюда агрессия, тревога, раздражительность. В этот период ваш ребенок утрачивает детские формы контроля, которые основаны на соблюдении внешних норм и послушании, они уже не актуальны и не действуют, а взрослые способы контроля, которые предполагают сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. И чего можно ожидать от подростка? А если дома сплошные неприятности и нет его, дома, некуда прийти и спрятаться, если родители разводятся и показывают себя с самой неожиданной стороны? Бескорыстные становятся мелочными, мягкие и всепрощающие – непримиримыми и ненавидящими, любящие – безразличными. А если отец пьет, а мама постоянно срывается на ребенке, что тогда? Поразительная вещь, человек срывается на слабом, на том, кто зависит от него, чаще всего на близком – жене, ребенке, муже. Так легче, так безопаснее, а потом удивляемся, почему ребенок приходит домой и кричит, хлопает дверями…

Из беседы с подростками. «…Когда я дома, я им постоянно мешаю, а что я делаю? Музыку иногда включаю, чтобы не слышать, как они кричат…» «…Опоздал всего на 5 минут, а мама просто отвернулась и не разговаривает, вот и ушел из дома». «…Возвращаюсь поздно, чтобы не мешать, опять все не так, говорят, что нарочно делаю, а они то один, то другой на меня кричат… И зачем было меня рожать?» «…Почему пью? А почему бы не пить, так проще пережить постоянные упреки… Запретили ходить в секцию баскетбола, потому что поздно прихожу, а мы с ребятами просто разговариваем и никто никогда не пил, а они думают, что я пил, а не занимался. И на тренера кричали, и ребят домой не пускали… Я не хочу им ничего доказывать, если они считают, что я пью, я буду пить…» Впечатляет? Нет, неподходящее определение, не впечатляет, а шокирует. Где просмотрели, как так произошло? Как исправить? Что предпринять? Что их ждет, взрослеющих и таких нуждающихся в помощи? А принуждения – надо есть, надо играть, надо читать? Еще не усвоена первая порция назиданий, а готова следующая, а там уже очередь. И появляются вялость, головные боли, капризы, конфликты, встает и уходит из дома. А остановиться не пробовали, разобраться, поговорить? Не слушает, грубит, уходит от разговора? Попробуйте ненавязчиво и без назиданий. Попробуйте и боритесь за ребенка, пока его не подобрали другие, которые ведут борьбу за потенциального наркомана, преступника…

Часто упреки детей к своим родителям бывают справедливы. Если родители не прислушиваются к детям, позволяют себе обижать их и не извиняются, обманывают, то почему ждут от своих детей доброты и понимания? Есть хорошая русская народная пословица «Как аукнется, так и откликнется». Ну и, конечно, взрослый в силу своего жизненного опыта не должен допустить возникновения конфликтной ситуации. Если это все же произойдет, то взрослый должен сделать первый шаг к примирению, даже если ребенок был не прав. Если вам стало непонятно состояние ребенка, не высказывайте кучу необоснованных подозрений, попробуйте поговорить, попробуйте достучаться, а не обижать вновь и вновь.

Нам хотелось бы, чтобы вы были спокойны и уверенны, когда придется столкнуться с такого рода вспышками, поэтому мы просим вас подготовиться к ним заранее, поразмыслив, что можно сделать, если ваш ребенок будет реагировать подобным образом. Но, прежде всего, поймите, что чем более подготовленными и расслабленными вы будете по отношению к самой возможности появления провокационных реакций, тем менее сильными, скорее всего, они будут. В ситуациях, в которых отец и мать начали отказываться от жесткого контроля (что, собственно, мы, и просим вас сделать), дети тем меньше пытаются провоцировать родителей, чем более искренне и последовательно они проводят принятое решение в жизнь.

Памятка «Приемы эффективного слушания»

  • Дайте ребенку возможность высказаться.
  • Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
  • Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребенка, его ход мыслей.
  • Не отвлекайтесь, победите то, что вам мешает сосредоточиться.
  • Поддержите ребенка одобрительным жестом, словами – это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
  • Покажите ребенку, что вы поняли его. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов: «Как я тебя понял…», «По твоему мнению…», «Ты считаешь…», «Ты, наверное, расстроен тем, что…»
  • Попытайтесь вместе с ребенком определить, что следует сделать. Очень хорошо, если это будут «пошаговые действия» (во-первых, во-вторых и т. д.).
  • Утолите «тактильный голод» ребенка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищенности, уверенности в себе.

 

Тест для родителей «Оцените свое умение слушать»

Инструкция. На каждый вопрос следует дать ответы, которые оцениваются: почти всегда – 2 балла, в большинстве случаев – 4 балла, иногда – 6 баллов, редко – 8 баллов, почти никогда – 10 баллов.

  1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема или собеседник не интересны вам?
  2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
  3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
  4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
  5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
  6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
  7. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятного для вас?
  8. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
  9. Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

Результаты. Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель – выше среднего уровня. Обычно средний балл – 55.

Основные правила,  которые необходимо учитывать родителям  при взаимодействии с подростком:

  1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
  2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
  4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
  7. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Притча. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» 

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком

Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.

Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов.

Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.

Не применять физическое наказание по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.

Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.

Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.

Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.

Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

 

Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.

Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.

Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

 

При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар

 

Научите сочувствовать другим.

 

Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами -физическая нагрузка.

 

 

свернуть

Портрет современного подростка

развернуть

 

 

"Они минуту взрослые, минуту дети".

Робин Скиннер

 

       Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

       Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка:

  1. Стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких». Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким.
  2. Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.
  3. Интерес к собственной жизни, к качествам своей личности значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами.
  4. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Суждения подростков не всегда бывают объективными. В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах.
  5. «Самокритичность». Подростки говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
  6. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.
  7. По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.
  8. Психика молодого человека еще окончательно не сформирована, поэтому различные обыденные, как нам кажется, вещи вызывают со стороны подростка более выраженную реакцию. Проблемы подросткового периода легко объяснить с позиций физиологии. В переходном (пубертатном) периоде происходит один из важнейших процессов — половое созревание, одним из компонентов которого является изменение гормонального фона (активация ранее дремавших структур головного мозга). Для данного периода характерными являются так называемые гормональные бури. Именно гормональными выбросами объясняются резкие перепады настроения и эмоциональные всплески, немотивированные эпизоды агрессии и непослушания. Поэтому, помня об основных проблемах подросткового периода, не спешите наказывать ребенка за «переговоры» и бранить его за непослушание. Умный и знающий родитель просто сделает вид, что никакого конфликта и не было вовсе, не заострит внимание. С возрастом данные всплески купируются, и все возвращается на круги своя.

 

С какими проблемами сталкиваются современные дети

в подростковом возрасте?

    Гормональный фон обусловливает и формирование в мозговых центрах, так называемых доминант, т. е. очагов наибольшего возбуждения. Не надо быть специалистом или иметь специальное медицинское образование, чтобы понять, что любому нашему поступку или порыву к действию предшествует возбуждение. Именно благодаря ему совершаются все действия. Оно является стимулом, толчком к началу действия. В подростковый период в головном мозге человека возникает сразу несколько подобных очагов, каждый из которых хочет стать приоритетным. Именно данный факт объясняет такую довольно современную проблему подросткового возраста, как стремление молодых людей заниматься несколькими делами одновременно, начинать сразу несколько дел, способствует развитию такого обширного спектра переживаний. Но способности нашего организма не безграничны. Как и всякий долго функционирующий аппарат, наш мозг нуждается в отдыхе. Поэтому в период взросления как никогда требуется полноценный отдых. Это легко объясняет ту самую подростковую усталость и апатию, когда вроде бы ничего колоссального не сделал, а устал неимоверно. Поэтому не стоит спешить с выводами и думать, что ребенок просто ленится что-либо делать. Учитывая первые проблемы подросткового возраста, не забывайте, что тинейджеру во многих отношениях труднее, чем вам. Перед ним стоит самая важная и трудная задача — найти собственное «Я», понять свое истинное предназначение и определить свое место в мире. Ещё одна проблема, с какой тинейджеры сталкиваются в подростковом возрасте, — это высокая чувствительность к различным раздражителям, особенно невзначай брошенным словам, особенно если эти слова сказаны родителями — людьми, которые длительное время были авторитетом, объектом обожания и уважения. Всегда учитывайте, что сказанное необдуманное вами слово надолго запомнится и даже обидит вашего ребенка.

 

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом?

         Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив. Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему. Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути. Говорят, что счастье — это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка — переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.

      Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

       Притча. «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» 

      Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

  1.  Давайте вместе сотрудничать, мне очень необходима ваша помощь.
  2. Я тоже люблю вашего ребенка, давайте поможем ему полюбить знания.
  3. Не бойтесь его капризов и слез, если наказываете, будет хуже, если он вырастет негодным человеком.
  4. Будьте последовательными в ваших действиях и словах.
  5. Будьте объективны в разрешении конфликтных ситуаций.
  6. Исполняйте обещания.
  7. Избавьтесь от дурных привычек сами, а потом уже ваши дети, глядя на вас, избавятся сами.
  8. Больше любите ваших детей и не бойтесь их воспитывать.
  9. Встаньте на место педагога, и обдумайте ту или иную ситуацию более внимательно.
  10. Не опекайте чрезмерно детей.
  11. Приходите с вашими проблемами, сомнениями, вопросами в школу. Мы – сотрудники в воспитательном процессе.
  12. Следите за душевным состоянием своего ребенка.
  13. Поощряйте ребенка за его успехи в школе.
  14. Посещайте уроки, мероприятия, родительские собрания. Нам есть о чем поговорить, посоветоваться.
  15. Доверив своего ребенка нам, не забывайте о том, что вы тоже воспитатели.
  16. Помогайте своему ребенку в решении сложных проблем, в поиске путей их решения.
  17. Относитесь к нему как к личности, которая имеет свое мнение.
  18. Будьте ему другом, но в то же время не забывайте, что вы родитель.
  19. Больше разговаривайте с ним, обсуждайте различные темы.
  20. Чаще говорите, что он сможет это! Даже если он не все успеет. Это придаст ему сил и уверенности.
  21. Рассказывайте ребенку о жизни дедушки, бабушки, например, в военное время.
  22. Привлекайте ребенка к труду (мальчик помогает папе, девочка - маме). 23. Ценю вашего ребенка, так же как и вы.
  23. Давайте советы мне, как классному руководителю, в действиях и поступках по отношению к вашему ребенку, если возникнут затруднения.
  24. Дайте ему право отвечать за свои поступки.
  25. Чаще открывайте дневники и тетради своих детей.
  26. Будьте требовательными к своим детям!
  27. Контролируйте то, чем он занимается во внеурочное время.
  28. Посещайте театры, кинотеатры.
  29. Вовлекайте детей в спортивные секции – здоровье главное в жизни.
  30. Умейте слушать своего ребенка.
  31. Интересуйтесь у ребенка его проблемами в школе и классе.
  32. Доверяйте своему ребенку.
  33. Не бейте детей своих, иначе они начинают бить слабых или замыкаются в себе.
  34. Учитель желает добра вашему ребенку так же, как и вы.
  35. Не обсуждайте меня при детях.
  36. Прививайте ребенку чувство, что школа – это не дом пыток, а вторая семья, где любят и всегда встретят с распростертыми руками!
  37. Учителя - ваши единомышленники.
  38. Будьте на связи со всеми учителями!
  39. Не бойтесь приходить в школу, вас всегда здесь ждут.

Классный руководитель 9 класса

Кныш А.В.

свернуть