9 класс

Портрет современного подростка

развернуть

 

 

"Они минуту взрослые, минуту дети".

Робин Скиннер

 

       Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

       Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка:

  1. Стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких». Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким.
  2. Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.
  3. Интерес к собственной жизни, к качествам своей личности значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами.
  4. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Суждения подростков не всегда бывают объективными. В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах.
  5. «Самокритичность». Подростки говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.
  6. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.
  7. По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.
  8. Психика молодого человека еще окончательно не сформирована, поэтому различные обыденные, как нам кажется, вещи вызывают со стороны подростка более выраженную реакцию. Проблемы подросткового периода легко объяснить с позиций физиологии. В переходном (пубертатном) периоде происходит один из важнейших процессов — половое созревание, одним из компонентов которого является изменение гормонального фона (активация ранее дремавших структур головного мозга). Для данного периода характерными являются так называемые гормональные бури. Именно гормональными выбросами объясняются резкие перепады настроения и эмоциональные всплески, немотивированные эпизоды агрессии и непослушания. Поэтому, помня об основных проблемах подросткового периода, не спешите наказывать ребенка за «переговоры» и бранить его за непослушание. Умный и знающий родитель просто сделает вид, что никакого конфликта и не было вовсе, не заострит внимание. С возрастом данные всплески купируются, и все возвращается на круги своя.

 

С какими проблемами сталкиваются современные дети

в подростковом возрасте?

    Гормональный фон обусловливает и формирование в мозговых центрах, так называемых доминант, т. е. очагов наибольшего возбуждения. Не надо быть специалистом или иметь специальное медицинское образование, чтобы понять, что любому нашему поступку или порыву к действию предшествует возбуждение. Именно благодаря ему совершаются все действия. Оно является стимулом, толчком к началу действия. В подростковый период в головном мозге человека возникает сразу несколько подобных очагов, каждый из которых хочет стать приоритетным. Именно данный факт объясняет такую довольно современную проблему подросткового возраста, как стремление молодых людей заниматься несколькими делами одновременно, начинать сразу несколько дел, способствует развитию такого обширного спектра переживаний. Но способности нашего организма не безграничны. Как и всякий долго функционирующий аппарат, наш мозг нуждается в отдыхе. Поэтому в период взросления как никогда требуется полноценный отдых. Это легко объясняет ту самую подростковую усталость и апатию, когда вроде бы ничего колоссального не сделал, а устал неимоверно. Поэтому не стоит спешить с выводами и думать, что ребенок просто ленится что-либо делать. Учитывая первые проблемы подросткового возраста, не забывайте, что тинейджеру во многих отношениях труднее, чем вам. Перед ним стоит самая важная и трудная задача — найти собственное «Я», понять свое истинное предназначение и определить свое место в мире. Ещё одна проблема, с какой тинейджеры сталкиваются в подростковом возрасте, — это высокая чувствительность к различным раздражителям, особенно невзначай брошенным словам, особенно если эти слова сказаны родителями — людьми, которые длительное время были авторитетом, объектом обожания и уважения. Всегда учитывайте, что сказанное необдуманное вами слово надолго запомнится и даже обидит вашего ребенка.

 

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом?

         Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив. Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему. Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути. Говорят, что счастье — это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка — переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.

      Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

       Притча. «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» 

      Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

  1.  Давайте вместе сотрудничать, мне очень необходима ваша помощь.
  2. Я тоже люблю вашего ребенка, давайте поможем ему полюбить знания.
  3. Не бойтесь его капризов и слез, если наказываете, будет хуже, если он вырастет негодным человеком.
  4. Будьте последовательными в ваших действиях и словах.
  5. Будьте объективны в разрешении конфликтных ситуаций.
  6. Исполняйте обещания.
  7. Избавьтесь от дурных привычек сами, а потом уже ваши дети, глядя на вас, избавятся сами.
  8. Больше любите ваших детей и не бойтесь их воспитывать.
  9. Встаньте на место педагога, и обдумайте ту или иную ситуацию более внимательно.
  10. Не опекайте чрезмерно детей.
  11. Приходите с вашими проблемами, сомнениями, вопросами в школу. Мы – сотрудники в воспитательном процессе.
  12. Следите за душевным состоянием своего ребенка.
  13. Поощряйте ребенка за его успехи в школе.
  14. Посещайте уроки, мероприятия, родительские собрания. Нам есть о чем поговорить, посоветоваться.
  15. Доверив своего ребенка нам, не забывайте о том, что вы тоже воспитатели.
  16. Помогайте своему ребенку в решении сложных проблем, в поиске путей их решения.
  17. Относитесь к нему как к личности, которая имеет свое мнение.
  18. Будьте ему другом, но в то же время не забывайте, что вы родитель.
  19. Больше разговаривайте с ним, обсуждайте различные темы.
  20. Чаще говорите, что он сможет это! Даже если он не все успеет. Это придаст ему сил и уверенности.
  21. Рассказывайте ребенку о жизни дедушки, бабушки, например, в военное время.
  22. Привлекайте ребенка к труду (мальчик помогает папе, девочка - маме). 23. Ценю вашего ребенка, так же как и вы.
  23. Давайте советы мне, как классному руководителю, в действиях и поступках по отношению к вашему ребенку, если возникнут затруднения.
  24. Дайте ему право отвечать за свои поступки.
  25. Чаще открывайте дневники и тетради своих детей.
  26. Будьте требовательными к своим детям!
  27. Контролируйте то, чем он занимается во внеурочное время.
  28. Посещайте театры, кинотеатры.
  29. Вовлекайте детей в спортивные секции – здоровье главное в жизни.
  30. Умейте слушать своего ребенка.
  31. Интересуйтесь у ребенка его проблемами в школе и классе.
  32. Доверяйте своему ребенку.
  33. Не бейте детей своих, иначе они начинают бить слабых или замыкаются в себе.
  34. Учитель желает добра вашему ребенку так же, как и вы.
  35. Не обсуждайте меня при детях.
  36. Прививайте ребенку чувство, что школа – это не дом пыток, а вторая семья, где любят и всегда встретят с распростертыми руками!
  37. Учителя - ваши единомышленники.
  38. Будьте на связи со всеми учителями!
  39. Не бойтесь приходить в школу, вас всегда здесь ждут.

Классный руководитель 9 класса

Кныш А.В.

свернуть