Родительские собрания

Родительское собрание "Безопасность детей в киберпространстве"

развернуть

Цель: формирование у родителей понима¬ния проблемы безопасности детей в Интернете и представлений об адекватном родительском реагировании на нее.

            Задачи: информировать родителей о ви­дах опасности, которой могут подвергаться де­ти в сети Интернет, о воздействии неконтроли­руемых информационных потоков на психоло­гическое здоровье ребенка; создать условия для активного обсуждения озвученной пробле­мы, актуализации опыта семейного воспитания; определить общую позицию родителей класса в отношении использования интернет-ресурсов детьми, сформулировать основные правила, обязательные для выполнения детьми и роди­телями; выработать линию родительского пове­дения в ситуации наличия у ребенка компьютер­ной зависимости.

Форма проведения: родительский дискус­сионный клуб.

Приглашенные специалисты: педагог-пси­холог, инспектор ИДН.

Оборудование: ватманы, маркеры, картон­ный макет дерева, бумажные шаблоны детской ладошки.

Условия проведения: родители располага­ются за двумя столами, образуя две группы, в центре кабинета размещаются приглашенные специалисты и педагог.

ХОД СОБРАНИЯ

I.  ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО.

Педагог приветствует родителей и предла­гает определить основные правила совместно­го общения:

■   поднятая рука означает “Я хочу сказать”;

■   стиль общения доверительный — открыто выражать свое мнение, уметь выслушать мнение других;

■   общение по принципу “здесь и сейчас” — говорить только о том, что волнует участ­ников в данный момент, и обсуждать то, что происходит;

■   активность и постоянное участие в работе.

Вступительное слово педагога:

—   Для большинства подростков Интернет стал неотъемлемой частью жизни. Мальчишки и девчонки путешествуют по различным сай­там, скачивают всевозможную информацию, ведут свои блоги, открывают YouTube-каналы, общаются в соцсетях с виртуальными друзья­ми. Такая активность может привести ребенка к ситуации, в которой он окажется жертвой со­всем не детских игр, превратится в марионетку в расчетливых, жестоких руках. Насилие в ки­берпространстве — глобальная проблема, на­бирающая все большие обороты в эпоху стре­мительного развития информационных тех­нологий. О том, как обеспечить безопасность ребенка во Всемирной паутине, мы сегодня и поговорим.

II.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Информационный блок “'Дети и Интернет”

Обсуждение темы начинается с вопроса, что же делают дети в Интернете. Педагог пред­лагает обратиться к результатам исследова­ния Лаборатории Касперского, проведенно­го в 2016 г. и установившего, что зависимость детей от своих гаджетов стремительно увели­чивается. По результатам опроса, в Беларуси около 44 % детей в возрасте от 8 до 16 лет остаются онлайн постоянно. Что же касает­ся США, то там эта цифра составляет 83 %, в России еще больше — 88 %. Дети “зависают” в соцсетях, играют, смотрят видео, слушают му­зыку... Можно сказать, что формируется новый образ жизни, в котором мир виртуальный ока­зывается не менее значимым, а для некоторых даже и более значимым, чем мир реальный.

Поэтому вопрос кибербезопасности актуален сейчас как никогда прежде.

О  том, насколько уязвимы наши дети пе­ред виртуальным злоумышленником, свиде­тельствуют данные, какую информацию о себе оставляют они в открытом доступе:

■   40 % детей разглашают конфиденциаль­ные данные о себе или своей семье;

■   57 % используют в Сети свое настоящее имя;

■   47 % вводят настоящий возраст;

■   40 % указывают школу, в которой учатся;

■   14 % детей приводят свой точный адрес проживания;

■   11 % не скрывают, сколько зарабатывают их родители;

■   31 % детей использовали телефон для со­вершения финансовых операций онлайн (в том числе и для оплаты встроенных поку­пок в приложениях).

Коллективное обсуждение

Вопросы:

В чем причина такой беспечности детей?

Как изменить ситуацию?

Педагог предлагает каждому родителю заду­маться над вопросом: знаю ли я, какая инфор­мация о ребенке содержится на его странице в соцсетях, кто составляет круг его общения?

Работа в группах

Направлена на определение существующих в обществе позиций относительно такого во­проса: можно ли в современных условиях огра­дить пытливого подростка от негативного влия­ния Интернета?

 1-я группа защищает позицию “пессимисты”;

2-я группа — “оптимисты”.

На обсуждение дается 5 минут. Родители на больших листах записывают как можно больше аргументов в доказательство своей позиции. Затем представители каждой группы защища­ют свои мнения.

Информационный блок

“Опасное общение”

Отсутствие возможности видеть и слышать виртуального собеседника создает ситуацию риска при общении в киберпространстве. С кем же предпочитают общаться в Сети наши дети? Согласно проведенным опросам, такими собе­седниками чаще всего выступают:

■   родственники, друзья, одноклассники — 44%;

■   “виртуальные друзья” — 23 %;

■   незнакомцы — 33 %.

Причем “виртуальные друзья” — это, как пра­вило, тоже незнакомые люди, которым доверя­ют и общение с которыми носит регулярный ха­рактер. Получается, что 56 % детей значитель­ную часть времени общаются с совершенно незнакомыми, чужими людьми. Какие опасно­сти таятся в таком общении? Специалисты вы­деляют несколько их видов:

✓  угроза со стороны интернет-хулиганов;

✓  ловушки, расставляемые мошенниками для получения частной информации о де­тях и их родителях;

✓  груминг — намеренное вхождение взрос­лого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексу­ального удовлетворения, создания порно­графических материалов;

✓  кибербуллинг — насмешки, оскорбле­ния, запугивание, психологический террор с целью унизить, запугать, подчинить себе;

✓  демонстрация материалов, способных на­нести психологический или физический вред ребенку;

✓  производство, распространение и исполь­зование детской порнографии и материа­лов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Выступление психолога

“Насилие в киберпространстве:причины и последствия”

Информационный блок “Игры смерти”

О   “группах смерти” в социальных сетях, кото­рые подталкивают детей и подростков к совер­шению самоубийства, сегодня слышали многие. Удивительно, что такой резонанс в нашей стра­не информация об этой игре приобрела только сейчас. К счастью, случаев суицида в Беларуси не зарегистрировано, однако попытки были.

В последнее время в Сети активно распро­страняется информация о самой популярной и опасной для подростков игре “Синий кит". Но таких игр много, наиболее распространен­ные из них — “Киты плывут вверх”, “Разбуди ме­ня в 4:20”, “f57” или “f58”, “Тихий дом”, “Рина”, “Море китов”, “50 дней до моего...”.

Услышав о существовании подобных игр, кто-то из родителей начинает паниковать, дру­гие воспринимают информацию спокойно, до­веряя своим детям и не веря, что они могут по­ступить настолько глупо. Но все-таки опасения за детей — это нормальное чувство родителей.

Психологи отмечают, что в популярности “игр смерти” косвенно виноваты сами родители. Многие дети даже пытались рассказать о сво­ем участии в них, но родители только отмахива­лись, не воспринимая рассказы сына или доче­ри всерьез. Это вообще большая проблема — часто взрослые настолько заняты, что уделяют слишком мало внимания своим детям. И те ду­мают: “Ну что ж, может, если я умру, то хоть тог­да они обратят на меня внимание”.

Работа в группах

Обсуждается вопрос, какие дети чаще попа­дают под влияние “игр смерти”:

1-я группа описывает черты характера ребен­ка, его психологическое состояние;

2-я группа определяет его социальный ста­тус.

Представители групп озвучивают тревож­ные факторы, среди которых могут быть назва­ны следующие: родители находятся в состоянии развода, семейные скандалы, неблагополучие семьи, подростковый переходный возраст, чув­ство одиночества, отсутствие внимания и пони­мания со стороны родителей, смерть близко­го человека, отсутствие друзей, депрессивное состояние, психическая неуравновешенность, конфликты с учителями, друзьями или свер­стниками, неразделенная любовь, склонность к риску, безделие, безнадзорность, желание по­рисоваться перед сверстниками, подростковая неустроенность и т. д.

Мнение родителей комментирует психолог. Он акцентирует внимание родителей на важно­сти доверительных отношений в семье, на не­обходимости стремиться к постоянному контак­ту с ребенком, насыщать жизнь совместными впечатлениями, интересными делами, увлече­ниями.

Проблемная ситуация

Педагог зачитывает ситуацию, случившуюся в городе N, участники рассказывают, как бы они поступили на месте родителей мальчика:

“Остановить 14-летнего Лешку за шаг от пропасти помогла случайность: сломался “луч­ший друг” подростка — домашний компью­тер, чинить который приехал двоюродный брат Вадим — программист со стажем. Спустя па­ру часов после начала ремонта компьютера Вадим вызвал на разговор родителей маль­чика. Он отследил, на каких сайтах “проси­живает” его братишка. Результаты привели в шок добропорядочное семейство папы-юриста и мамы — педагога начальных классов. Эротические рассказы, “приватные комнаты” для любителей поговорить на самые откро­венные темы, ссылки на сайты самоубийц, не­сколько предложений сняться в порновидео­ролике за вознаграждение. Оказалось также, что мальчик зарегистрирован в “игре смерти”. 14-летний подросток признался: он уже дол­гое время общается на подобные темы с раз­личными виртуальными “дядями”, еще два го­да назад ему обещали крупную по его меркам сумму в сорок условных единиц за съемку в “очень интересном кино". Тогда паренек стру­сил: все-таки наслышан был о жутких истори­ях про истязания и изнасилование детей. А те­перь вот почти готов был согласиться: уж очень хотелось купить новый мобильный телефон, который мама с папой обещали ему еще пол- года назад, но постоянно откладывали покупку из-за материальных затруднений...”

Родители предлагают свои варианты даль­нейших действий, их комментирует психолог. В итоге определяется наиболее приемлемая ли­ния родительского поведения.

Выступление инспектора ИДН

“Ответственность за насилие над детьми”

Педагог отмечает, что деятельность в кибер­пространстве в полной мере регулируется за­конодательными нормами, оценивающими по­ступки людей и в реальном мире. Затем предо­ставляет слово инспектору.

Мозговой штурм“Правила безопасности”

Родители в группах составляют список пра­вил, которыми они должны руководствоваться, чтобы обеспечить безопасность своих детей в Интернете. Каждая группа представляет свой результат обсуждения, в итоге формируется общий свод правил. При возможности педагог сразу распечатывает его для каждого участника и раздает в качестве памятки (см. приложение).

III.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Слово педагога:

—  Уважаемые родители, помните, что вред, причиняемый детям в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты ре­ального насилия и имеет последствия в реаль­ном мире. Лучший способ защитить наших де­тей не только от насилия в киберпространстве, но и от других бед и ошибок — это доверие, по­нимание и любовь в семье. Больше внимания уделяйте своему ребенку, интересуйтесь его успехами, поддерживайте при неудачах. Ведь нет ничего ценнее жизни ребенка!

Рефлексия

“Дерево семейных ценностей”

К доске прикреплен большой картонный ма­кет дерева, каждый участник получает бумаж­ную ладошку. Педагог сообщает, что дерево символизирует семью, а ладошка — ребенка. Когда на дереве появляются листья, оно ожива­ет, когда в семье появляются дети, она напол­няется силой. Родителям предлагается на бу­мажной ладошке записать самые важные, на их взгляд, семейные ценности и прикрепить ла­дошку к дереву

Безопасность ребенка в Интернете

Памятка для родителей

  1. Компьютер в доме должен стоять в общей комнате.
  2. Смартфон ребенка не должен быть обеспечен безлимитным Интернетом.
  3. Время от времени родителям стоит заходить в Интернет вместе с ребенком, (фор­мируя привычку делиться своими впечатлениями, спрашивать совета.
  4. Важно постоянно интересоваться кругом виртуального общения ребенка, узна­вать, что нового, интересного появилось на страничках его друзей, какая инфор­мация вызвала интерес.
  5. Стоит подробно объяснить ребенку, что ему разрешено, а что запрещено делать в Интернете, рассказать об этике виртуального общения.
  6. Договориться с ребенком, что он будет рассказывать о любых неприятных ситуа­циях, связанных с его общением в Интернете. Тогда родители смогут помочь.
  7. Объяснить ребенку опасность размещения личной информации в свободном доступе.
  8. Помочь ребенку установить параметры безопасности его личной странички в соцсетях.
  9. Не сердиться и не угрожать запретом на пользование гаджетами в случае непра­вильного поведения ребенка.
  10. Учить ребенка критично относиться к информации, полученной из Интернета.
  11. Объяснить опасность общения с незнакомыми виртуальными собеседниками, так как в реальном мире они могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
  12. Контролировать детей в Сети с помощью ШецйаЯьнйх программ.
  13. Главное — стремиться быть другом своеод|(90»^5М^?Рвс0ввт^| еф увлече­ниями, доброжелательно обсуждать возникающие у него проблемы. ,

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://dneprovec.by/psychologist/2017/02/17/15346
  2. http://www.segodnya.ua/ukraine/ohota-na-sinih-kitov-7-sovetov-roditelyam-857250.html
  3. http://gutta-honey.livejournal.eom/155196.html
  4. http://www.gym075.edusite.ru/bezopasnostinet.html
  5. Профилактика юношеского суицида : пособие для педагогов-психологов и педагогов социал. учреждений общего сред., профессионально-техн., сред, специал. образования, социально-педагог. учреждений / Г. А. Бутрим [и др.]. — Минск: Пачатковая школа, 2013. — 400 с.: ил.

 

свернуть

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РЕБЕНОК И АЛКОГОЛЬ. КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ БЕДУ?»

развернуть

Цель:  формирование у родителей учащихся твердой позиции неприятия употребления алкоголя несовершеннолетними; оказание помощи участникам в осознании роли семьи в профилактике подросткового пьянства.

Материалы: цветные карточки, карандаши, листы белой бумаги, скотч, доска, мел, лист ватмана, фломастеры, стулья, поставленные в форме незамкнутого круга («подковы»).

Ход родительского собрания

Ведущий (классный руководитель).  Регулярные медицинские осмотры, проводимые в средних и старших классах, с каждым годом выявляют все большее количество ребят, возраст которых не превышает 15–16 лет, употребляющих алкоголь.

Между тем периодическое употребление любого количества спиртных напитков, даже в самых малых дозах, в подростковый период наносит формирующемуся организму вред, дестабилизируя работу внутренних органов, деформирует личность.

Специалисты едины во мнении: употребление любых спиртных напитков в подростковом возрасте представляет собой злоупотребление. Молодой организм довольно быстро привыкает к большим дозам алкоголя, даже если это самые слабые спиртные напитки.

Злоупотребление алкоголем вызывает у подростков разнообразные расстройства, в первую очередь расстройства эмоциональной и волевой сферы. У молодых людей снижается общественная активность, угасают трудовые навыки, пропадает здоровое честолюбие, целеустремленность, ухудшаются нравственные качества (появляются грубость, раздражительность, беспечность, безынициативность, внушаемость, жестокость к близким людям). Характерные черты несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, – бесцеремонность, развязность, бахвальство, легко сменяющиеся подавленностью, беспомощностью, пассивным подчинением. Молодые люди не находят в себе сил вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, начинают жить одним днем. Они излишне словоохотливы, их суждения поверхностны, их самооценка завышена. Причем, по свидетельству медиков, у большинства этих ребят алкогольная зависимость сформировалась в течение буквально года–двух активного употребления различных спиртных напитков.

Предлагаю вам наглядно, посредством химического опыта, проследить воздействие алкоголя на человеческий организм.

Эксперимент «Что убивает жизнь?»

Оборудование

Стол 1:  инструкция, сырое яйцо, миска, одноразовый стаканчик, вилка, салфетки, лист бумаги, фломастер, стеклянная палочка, спирт.

Стол 2: инструкция, сырое яйцо, миска, одноразовый стаканчик, вилка, салфетки, лист бумаги, фломастер, стеклянная палочка, вода.

Стол 3: инструкция, сырое яйцо, миска, одноразовый стаканчик, вилка, салфетки, лист бумаги, фломастер, стеклянная палочка, пиво.

Ведущий. Клетки нашего организма на 40–50% состоят из белка. Этот белок имеет структуру, похожую на белок яйца. Именно поэтому наш эксперимент будет проводиться с яичным белком. Как белок будет реагировать на алкогольные напитки? Разрушится или нет? Увидим в ходе эксперимента.

Для этого нам надо разделиться на группы.

(Классный руководитель раздает родителям карточки «Стол 1», «Стол 2», «Стол 3». После разделения на группы родители приступают к выполнению эксперимента согласно инструкции, лежащей на столах.)

Инструкция

Отделяем белки от желтков. Белки наливаем в стакан. Размешиваем белки вилкой так, чтобы они не оказались взбитыми. В каждый стакан добавляем один из напитков. Наблюдаем, что происходит на линии соприкосновения белка и добавленного вещества.

По очереди встряхиваем все стаканы. Наблюдаем, что происходит с белками. Результаты эксперимента записываем.

(Белок в стаканчиках со спиртом и пивом свернется, произойдет денатурация белка, что говорит о вреде алкоголя. После окончания эксперимента проводится презентация его результатов каждой группой и обсуждение.)

Упражнение «Чувства»   (прием «Я-высказывание»)

Вариант 1

Родителям предлагается:

  ‰ сообщить о проблеме;

  ‰ высказать свои чувства;

  ‰ высказать причину появления этих чувств;

  ‰ сформулировать просьбу.

Ситуация 1. Ваш ребенок пришел после дискотеки с признаками легкого опьянения.

Ситуация 2. Вы взяли постирать куртку вашего сына и нашли в кармане пачку сигарет.

Ситуация 3. Ваша дочь просит отпустить ее на день рождения подруги, а вы точно знаете, что там будет спиртное.

Вариант 2

Родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящемся в состоянии алкогольного опьянения. (Возможно, это был кто-то из родственников, знакомых или просто прохожий, встреченный на улице.) Затем родители общаются в парах и в течение 5 минут по очереди рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. В итоге все возвращаются в круг и уже коллективно описывают чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали. Такой совместный анализ помогает участникам выработать оптимальную стратегию взаимодействия с зависимым от алкоголя человеком.

Работа в группах

Родителям раздаются карточки разных цветов: красные, желтые, зеленые. Формируются новые группы.

Первая группа создает образ зависимого от алкоголя человека.

Участникам необходимо обратить внимание на внешний вид этого человека, на то, как сложилась его семейная жизнь и карьера, есть ли у него жизненные цели, как относятся к нему окружающие, что чувствуют по отношению к нему близкие люди.

Вторая группа создает образ независимого от алкоголя человека.

Участникам необходимо обратить внимание на те же параметры, что и в первой группе.

Третья группа выполняет упражнение «Что ждет алкоголика?».

Участникам необходимо спроецировать жизненные перспективы зависимого от спиртного человека.  (Наиболее типичные ответы: «потеря здоровья»; «потеря доверительных отношений с близкими людьми»; «уголовная ответственность»; «физическая зависимость»; «потеря возможности учиться, работать»; «постоянные денежные проблемы»; «духовная бедность, узость интересов»; «использование сильных наркотиков»; «смерть».)

(Организуется общее обсуждение работы групп.)

Мозговой штурм

Ведущий. Итак, пагубное воздействие алкоголя на организм подростка очевидно. Об этом постоянно говорят СМИ, учителя, родители. Почему же тогда многие подростки выбирают алкоголь? Давайте попробуем разобраться в причинах.

(Родители называют причины, а учитель записывает их на доске. Наиболее часто встречающиеся ответы: «любопытство»; «давление окружения»; «отсутствие навыков отказа»; «попытка решить семейные или школьные проблемы»; «стремление установить дружеские отношения со сверстниками»; «желание привлечь к себе внимание»; «скука, неумение интересно проводить свободное время».)

Ведущий. Давайте подумаем, как мы можем устранить эти причины?

(Родители записывают свои предложения на маленьких листочках, которые классный руководитель приклеивает на доску рядом с соответствующей причиной.)

Ведущий. Наши дети должны твердо усвоить: есть много других, помимо алкоголя и наркотиков, способов решить возникающие у них проблемы.

К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобыснять психическое напряжение. Но этого же – причем без вреда для здоровья! – можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

Упражнение «Найди причину отказаться»

Ведущий. Одной из причин алкогольной зависимости мы называли неумение человека отказывать. Предлагаю вам придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего друга к выпивке.

(Ответы записываются на листах бумаги. Родители делятся на пары. Один участник последовательно зачитывает записанные предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы. Первый участник их записывает рядом с соответствующей причиной выпить. Через 5–7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения предлагается ответить на два вопроса: какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными? Что внутри вас помогало вам отказаться?

Участие в обсуждении позволяет родителям подростков понять, как помочь своему ребенку научиться отвечать отказом на опасные предложения.)

Составление памятки «10 заповедей»

Ведущий. Давайте сформулируем конкретные способы взаимодействия семьи и школы по профилактике подросткового алкоголизма и составим своего рода десять заповедей.

(Учитель записывает каждое предложение, а когда их число достигает 10, дает участникам задание проранжировать их. Все заповеди фиксируются на доске или ватмане и принимаются как руководство к действию всеми участниками родительского собрания.)

Рефлексия

Ведущий. Наше собрание подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни, – независимы, самостоятельны, свободны.

Какова роль родителя в профилактике подросткового алкоголизма? Ответить предлагаю по очереди, передавая друг другу игрушку.

(Участники выполняют задание.)

Ведущий. Попрошу всех встать в круг и взяться за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от того плохого, тревожного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос.

По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением голоса произнося протяжно «у-у-у», а потом этот звук резко оборвите.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Минск, 2005.

2.  Еделева, Е. И. Интерактивные техники групповой работы / Е. И. Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15.

3.  Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса / С. С. Кашлев. – Минск, 2000.

свернуть

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ТЕРРИТОРИЯ СЕМЬИ»

развернуть

Цели и задачи:

  ‰ содействие гармонизации детско-родительских отношений;

  ‰ формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов;

  ‰ профилактика насилия в семьях учащихся.

Оборудование и материалы: столы, расставленные буквой «П» или полукругом (участники располагаются по внешней стороне круга так, чтобы могли видеть друг друга); бланки «Территория семьи» для каждого участника (Приложение 1); цветные карандаши и клей-карандаш; бумага А4 (на каждого участника по 2 листа); вырезки из журналов и газет на тему «Семья».

Подготовительная работа. Чтобы собрание прошло интересно, за неделю до него психолог (или классный руководитель) знакомит детей с запланированной формой собрания (детско-родительское), но не рассказывает подробности сценария. Непосредственно подготовительная работа состоит из двух этапов.

1. Каждый ребенок анонимно описывает ситуацию, которую считает сложной и которую хотел бы разрешить (получить ответ на волнующий вопрос; выяснить то, что кажется непонятным в отношениях с родителями и т. д.). На обратной стороне листочка с описанной ситуацией ученик пишет возможный, на его взгляд, вариант выхода из этой ситуации. Когда все листочки заполнены, психолог собирает их, набирает написанное на компьютере, оформляет в виде карточек, нумерует (ситуация 1, решение 1;

ситуация 2, решение 2 и т.п.), разрезает и раскладывает в две коробочки: в одну – описание ситуаций, в другую – предложенные ребятами решения (Приложение 2).

2. Ученики пишут «письма из будущего» на тему: «Мне – 50». Каждый придумывает и описывает от первого лица, как он прожил эту часть своей жизни, что интересного у него произошло, где учился, работал, какая у него семья и т.п. (своего рода мемуары, воспоминания). Далее классный руководитель спрашивает, согласны ли авторы, чтобы родители прочитали эти письма. Если нет (а так бывает в большинстве случаев), то ученикам выдаются заранее подготовленные конверты, в которые они вкладывают свои письма и которые заклеивают. На каждом конверте пишется фамилия автора «мемуаров». Психолог предупреждает учеников, что письмо будет храниться у их родителей и распечатать его можно только тогда, когда автор даст на это согласие (а можно установить какой-то срок, например, через 10, 15, 20 лет).

Важно так мотивировать ребят, чтобы к написанию письма они подошли серьезно и творчески.

Ход собрания

1. Приветствие. Классный руководитель приветствует родителей и детей, объявляет тему собрания, настраивает участников на активную работу. Желательно оговорить причину выбора формы собрания, если, конечно, в этом классе детско-родительское собрание проводится впервые (такая форма позволяет родителям и детям услышать друг друга, оперативно и всесторонне обсудить назревшие проблемы, сообща наметить пути их разрешения).

2. Вступительное слово Классного руководителя. Целесообразно предупредить родителей, что какие-то формы и виды работы на собрании будут для них непривычны. Перспектива совместного с детьми публичного обсуждения серьезных вопросов воспитания может вызвать у взрослых тревожность, поэтому нелишним будет их ободрить, выразить уверенность, что разговор получится искренним и интересным. Такое обращение к родителям снимет у них начальное напряжение.

3. Творческая разминка.  На этом этапе детей и родителей необходимо временно разделить, чтобы они не влияли друг на друга в процессе работы. Для этого, если помещение большое (например, актовый зал), в одной его части заранее подготавливается место для детей (несколько парт, стульев). Если же помещение не позволяет, то следует попросить учеников перейти ненадолго в соседний кабинет.

Классный руководитель.  Уважаемые мамы и папы! Для того чтобы вы немного привыкли к сегодняшней обстановке открытости, предложим вам вначале небольшую творческую работу. Каждый из участников сегодняшней встречи получил листочек с названием «Территория семьи». Вы видите на нем семь строчек – в них вам нужно вписать имена всех членов вашей семьи. В графе «цвет» попрошу вас отметить каждого члена семьи тем цветом, который, согласно вашим ассоциациям, больше всего ему подходит. Можете

заполнить все семь строчек, можете – меньше, можете добавить свои. С правой стороны листа вы видите свободное пространство. На этом месте нарисуйте, пожалуйста, контур территории вашей семьи (как на контурной карте обозначаются границы государства) в виде символичного изображения какого-нибудь живого существа (человека, животного, птицы и т. д.). Затем

раскрасьте территорию вашей семьи, использовав для этого цвета, которые вы подобрали для каждого из членов семьи. После того как вы закончите творческую работу (думаю, не более, чем через 10 минут), дети снова займут места рядом с вами, и у вас будет возможность сравнить собственное восприятие семьи с восприятием своими детьми.

Дети пересаживаются отдельно от родителей и работают самостоятельно. На этом этапе психологу и классному руководителю следует разделиться. Один работает с группой детей, другой остается с родителями. Обычно минута замешательства от неожиданного предложения (на родительских собраниях рисуют редко) проходит быстро и все увлекаются работой.

Как только дети возвращаются к родителям и участники показывают друг другу заполненные бланки, происходит сильный эмоциональный всплеск, начинается бурное общение. Не стоит прерывать этот процесс – он один из важных моментов собрания. Многое становится понятно без слов: кто-то радуется совпадениям, кто-то задумывается над несовпадениями. И то, и дру-

гое очень важно.

Далее классный руководитель может предложить краткую игровую интерпретацию цветовых выборов (в соответствии с описанием Люшера). Однако здесь важно подчеркнуть, что интерпретация эта не является диагностикой, но лишь указывает на внутренние возможности участников. Важно быть предельно тактичным, оговаривать только положительные моменты, такие цвета, как черный, коричневый, серый, охарактеризовать достаточно мягко. (Например: «Выбор черного цвета, возможно, указывает на желание поспорить с данным человеком или выражает какой-то протест».) Можно в шуточной форме прокомментировать расположение членов семьи на «карте»: кто из них занял место в «голове» (занимает все мысли своих домочадцев), кто в «сердце» (центр семейного внимания), кто в «ногах» (все на нем держится), кто в «руках» (собирает всех вместе). С одной стороны, это полезная дополнительная пища для размышления, с другой – увлекательный игровой момент.

После такой разминки доверие участников к ситуации в целом и друг к другу в частности, как правило, возрастает, от первоначального напряжения не остается и следа. Можно переходить к основному этапу собрания.

4. Дискуссия. Классный руководитель рассказывает взрослым участникам, как дети помогали готовиться к сегодняшней встрече. В частности, они составили вопросы для родителей и предложили свои варианты ответов. Сейчас ответы на эти же вопросы предстоит дать родителям.

Классный руководитель .  У меня в руках две шкатулки: одна с вопросами, другая с ответами вашихдетей. Вопросы мы будем передавать по кругу. Каждый родитель вытягивает попавшийся ему вопрос, называет его номер, зачитывает вслух и озвучивает свое решение предложенной ситуации. Остальные родители могут дополнять, спорить, делиться опытом. После такого обсуждения я зачитаю вариант ответа ребенка. Следующий родитель получит для ответа вопрос следующего ученика, пока мы не ответим на вопросы всех учеников (Приложение 2).

В итоге обсуждения, как правило, и у родителей, и у детей возникает ощущение, что они не одиноки в своих проблемах и что проблемы эти можно конструктивно разрешить. Это очень эмоционально насыщенный момент, обычно он заметно сближает участников, помогает им посмотреть на себя со стороны, осознать стереотипы своего поведения и восприятия.

5. Создание коллажа «Моя семья». Классный руководитель предлагает закончить совместную работу созданием коллажа на тему «Моя семья».

Каждой семье раздаются лист формата А4 и клей-карандаш. Детям и родителям предстоит выбрать фрагменты для коллажа с общего стола. Во время работы можно включить спокойную музыку.

Классный руководитель. Очень теплые и интересные коллажи у вас получились! Давайте покажем их друг другу. Поднимите, пожалуйста, ваши работы, чтобы можно было всем рассмотреть. Спасибо. Хочу предложить вам сделать из них небольшую выставку. Пусть они порадуют всех нас, а потом ребята заберут свои работы домой.

Дети при помощи магнитов крепят коллажи на доску.

6. Рефлексия. Классный руководитель предлагает участникам поделиться своими впечатлениями и мыслями о проведенном совместно времени, о сделанных из услышанного выводах. После того как все желающие высказались (обязательно предоставляется слово и детям!), классный руководитель раздает родителям на хранение детские «письма из будущего» и оговаривает условия их хранения. Это становится для пап и мам приятным сюрпризом, своеобразным «якорем» доверия.

 

Приложение       1

Бланк «ТЕРРИТОРИЯ СЕМЬИ»

Члены

семьи

 

Цвет

Изображение территории

семьи (контур)

 

 

 

Приложение       2

Проблемная ситуация

Решение ребенка

 

1. Я хотел бы узнать, почему почти всем подросткам разрешают гулять допоздна, ходить на дискотеку, а у меня с родителями вечные проблемы и ссоры на этой почве.

 

1. На месте родителей я бы больше доверял ребенку и слишком строго его не контролировал. Понимаю, что они волнуются, но кем я выгляжу в глазах других, они подумали?

 

2. Я не понимаю своего отца, мы все время ссоримся и спорим, иногда мне кажется, что он меня ненавидит.

2. Я никогда не буду в таком тоне говорить со своей дочерью, как будто

она какая-то безмозглая вещь, которая должна во всем подчиняться отцу. Считаю, что всегда нужно поговорить, найти общий язык, просто и спокойно объяснить ребенку, а не придираться к каждому его слову и шагу – как со своим другом, равным, и он все поймет.

А когда отец орет, мне только хочется хлопнуть дверью, уйти и наорать в ответ.

ЛИТЕРАТУРА

   1. Психология в цитатах и формулах / сост. Т. Н. Бендега, М. А. Дыгун, С. Н. Жеребцов. – Мозырь: Содействие, 2006.

  2. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков. – М., 2001.

свернуть
Ещё в этом разделе