Классные часы

КЛАССНЫЙ ЧАС В 6 КЛАССЕ «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

развернуть

Цель классного часа: профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний;

Задачи:

-формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

- формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

- формировать у учащихся понимание того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

- развивать умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

 

Подготовительная работа: тест «Мои шансы оступиться», презентация по теме занятия, солнышки для рефлексии.

 

Эпиграф

«Помните, что, совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям»

 

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

Сценка. (учащиеся 6 класса).

Участвуют 6 человек. Встают в круг, один ребенок в центре круга. У остальных пятерых в руках веревка.

Первый ребенок говорит слова: «Все началось с того, что я перестал слушаться родителей, перестал им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку, стоящему в кругу. Следующий ребенок продолжает: «Я стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей». И одевает веревку на вторую руку. Третий ребенок: «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употребить наркотики». Одевает веревку на ногу. Четвертый ребенок: «На все это нужны были деньги, я стал заниматься хулиганством, мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. Пятый ребенок стоит за спиной и произносит слова: «И вот настал момент, когда я совершил тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Меня ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.»

Ребята как вы думаете, о чем эта сценка. О чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Да действительно, сегодня мы с вами поговорим о преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. Мы в ответе за свои поступки. Это и есть название нашего занятия.

И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.

Эпиграфом нашего занятия будут слова «Помните, что, совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям».

  1. Основная часть.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Ответы детей

 В Конституции Республики Беларусь – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила?

Ответы детей (ответственным)

Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Быть ответственным – отвечать за свои действия  

Существует два вида правонарушений. Все правонарушения делятся на проступки и преступления. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния. Что более опасно для общества? (Ответы детей)

Правильно, преступление. В Беларуси ежегодно более 2 тысяч детей и подростков совершают уголовные преступления.

Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. 

Преступления: кража личных вещей, грабеж, разбойное нападение, нанесение побоев, убийство, угроза убийством, продажа наркотических веществ, насильственные действия, вымогательство, угон личного транспорта, терроризм и др.

Проступок  – нарушение правил поведения,  правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

Проступки: прогулы уроков, невыполнение требований по соблюдению правил поведения, опоздание на урок, нарушение дисциплины на уроке и перемене, грубое отношение к одноклассникам, небрежное отношение к школьному и личному имуществу одноклассников, пропуски без уважительной причины, нарушение Устава и режима школы: отказ вовремя ложиться спать, не ношение сменной обуви, отказ от участия в мероприятиях, отказ выполнять домашнее задание, отказ делать уборку в классе.

Нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде, драки, нецензурная брань, свист в общественном месте, порча личного имущества, курение в общественном месте, уничтожение специальных знаков, мелкие хищения, нарушение правил противопожарной безопасности, уничтожение редких видов растений и животных, безбилетный проезд, неправильный переход улицы, подкладывание на ж\д пути предметов, которые могут помешать движению и др.

И преступление, и проступок –нарушения закона, ребенок, их совершивший – правонарушитель.

В настоящее время в Республике Беларусь за совершение противоправных поступков или правонарушений предусмотрены два вида ответственности: административная и уголовная

Воспитатель: Как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки? Ответы детей

Согласно законодательства Республики Беларусь административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет, за совершение определенных правонарушений ответственность наступает с 14-ти летнего возраста.

Ответственность за проступки прописана в Кодексе об административных нарушениях, о преступлениях– в Уголовном кодексе.

Сейчас мы на этом остановимся более подробно

Административная ответственность несовершеннолетних

За проступки полагаются наказания не уголовного характера – штрафы (в базовых величинах) предупреждения, возмещение ущерба, административный арест на 15 суток.

Базовая величина в настоящее время составляет 29 рублей.  Работа с таблицей

Правонарушение

Наказание

Умышленное причинение телесного повреждения

штраф в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

Мелкое хищение 

штраф в размере от 10 до 30 тридцати базовых величин или административный арест. 

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества

штраф до 50 базовых величин

Разжигание костров в запрещённых местах

штрафа в размере до 12 базовых величин.

Мелкое хулиганство

штраф в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

Незаконные действия в отношении газового, пневматического, холодного  или метательного оружия

штраф в размере от 2 до 6 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения

Жестокое обращение с животными. 

штраф в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест.

 Клевета

штраф в размере от 10 до 30 базовых величин.

Оскорбление

штраф в размере от  4 до 20 базовых величин.

Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде. 

штраф в размере до 8 базовых величин.

Заведомо ложное сообщение

штраф в размере от 4 до 15 базовых величин.

Повторно в течение года штраф в размере от 20 до 50 базовых величин

Курение (потребление) табачных изделий 

штрафа в размере до  4  базовых величин

Нахождение на улице без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00

штрафа в размере до 2 базовых величин

Повторно в течение года штраф в размере от 2 до 5 базовых величин

Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом

штраф в размере от 1 до 3 базовых величин.

 

 Уголовная ответственность     

Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления.

НО, если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.   

 

Просмотр  видеоролика «Детская исправительная колония в Беларуси»

Притча. Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.

Как вы думаете, о чем эта притча?

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

  1. Выполнение заданий.

Проступок или преступление

  1. Порвал учебник одноклассника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одноклассника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в школе
  6. Переходил дорогу в неположенном месте
  7. Разбил мячом окно
  8. Нецензурно выражался в общественном месте
  9. Десятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона
  10. 16-летние ребята сломали дерево в парке  
  11. 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте, всем машинам пришлось резко затормозить

 

Вид ответственности: административная или уголовная

  1. Василий, 14 лет, в школе разбил стекло. 
  2. Виталий, 15 лет, снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
  3. 14 летние ребята бросали камни в проходящие поезда. 
  4. Группа подростков, от 14до 16 лет, совершила разбойное нападение на прохожего.
  5. Андрей, 15 лет, в общественном транспорте оскорбил пожилого человека.
  6. Сергей, 14 лет, угнал автомобиль соседа.
  7. 15 летние подростки в парке разожгли костер.
  8. Петр, 16 лет, сорвал цветы с клумбы. 
  9. Валя, 14 лет, вымогала деньги у младших школьников

 

Определить является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует

1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки?  Какое наказание можно ожидать.                  (С 16 лет. Административная.  Мелкое хулиганство. Штраф от 2 до 30базовых величин)

  1. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (Предупреждение, штраф до 2 базовых величин)
  2. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)
  3. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива и в парке распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей до 8 базовых величин)

  1. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности?  (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)
  2. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?                    (Кража. С 14 лет)

7.16-летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.  

(С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей)

 

  1. Результаты теста, который проводился заранее.

Тест «Мои шансы оступиться». 

Выберите подходящий Вам вариант ответа. Суммируйте баллы:   1.Когда я вижу у других интересную вещь, у меня возникает сильное желание иметь такую же:  всегда - 1; иногда - 3; очень редко - 5   2.Когда мне наносят обиду, то у меня возникает желание:

уничтожить обидчика - 1; сделать то же самое -3; простить - 5 

3.Если друзья предлагают мне совершить что-либо запрещенное, то: 

чаще соглашаюсь - 1; соглашаюсь, если отказаться невозможно -3; не соглашаюсь - 5  4. Если мне предложат участвовать в краже очень большой суммы денег при 100% гарантии остаться безнаказанным, то:

украду - 1; не знаю - 3; не украду - 5  5. Если друзья попросят спрятать у себя украденную ими вещь, а я буду знать откуда она у них появилась, то:

прячу-1; не знаю -3; откажусь - 5  6. Если я увижу, как мои друзья бьют кого-либо, то:  присоединюсь - 1; не буду вмешиваться -3; постараюсь остановить драку - 5  7. Если я найду боевой пистолет, то:  спрячу подальше -1; буду учиться стрелять - 3; сдам в милицию -5  8. Считаю, что нарушающих закон:  не надо трогать -1; необходимо наказывать только самых опасных -3;  необходимо справедливо наказывать каждого правонарушителя -5  9. Считаю, что милиция мне:

   мешает - 1; не нужна - 3; нужна - 5  10. Считаю, что из мест заключения выходят люди:  которые не подведут в трудную минуту - 1; с необходимым жизненным опытом - 3; ничем мне не интересные -5

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА:

Кто набрал от 40 до 50 баллов – поздравляю, у вас нет шансов оступиться! Остальным же надо призадуматься, всегда ли они совершают обдуманные поступки.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

 

  1. Рефлексия: У каждого из вас на партах лежат маленькие солнышки. На солнце, в центре напишите «Я». И вдоль каждого луча напишите качества, которые должны быть у подростка, для того, чтобы достойно войти и жить в обществе (пишут качества)

А сейчас давайте из этих маленьких солнышек составим на доске одно большое Солнце, как одно большое общество, в котором мы с вами живем и являемся его частичкой. Без одного солнышка не будет целого Солнца, как и целого общества. Выходя к доске, назовите те качества, которые вы написали на лучах

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Потому что добро – это душа человека. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. Пусть эти маленькие солнышки освещают и согревают ваш путь, помогают преодолевать все жизненные трудности. Пусть составляющими частями в вашей жизни станут воспитанность внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость.

  1. Вывод: Сегодня мы попытались ответить на вопрос, для чего нужны законы, к чему приводят проступки и правонарушения.  Надеюсь, что каждый из вас уйдет с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Помните, что совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким вам людям.

Я желаю всем мира и добра.

свернуть
Ещё в этом разделе